Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку устройств, предназначенных для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха, начальная (максимальная) цена контракта - 3 238 225,11 рублей (извещение N 0190300000723000581) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 07.08.2023 15:19 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.08.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.08.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.08.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку описанию объекта закупки соответствуют модели конкретного производителя, а именно по позиции N 1 Тактильный (брайлевский) дисплей автономный - соответствует только одна единственная модель производимая компанией ООО "Элита Групп" (РФ); по позициям N 2-4 (Дисплей Брайля и Рабочее место незрячего) одна единственная модель производимая компанией компании Freedom Scientific (США).
2. Заказчик по позициям N2 - N 4 (Дисплей Брайля и Рабочее место незрячего) не использует при описании объекта закупки каталог товаров, работ и услуг (далее - КТРУ). Заявитель просит внести изменения в техническое задание, изложив требования к техническим характеристикам оборудования согласно КТРУ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. С доводами жалобы не согласен. Из указанных возражений следует, что под описание объекта закупки по каждой позиции подходит продукция нескольких производителей. Объект закупки - поставка перечня товаров, а не их изготовление. Требуемые Заказчику товары находятся в свободном доступе на рынке. Поставить товары могло любое заинтересованное лицо, приобретя его на доступном рынке. Это подтверждает и тот факт, что на участие в закупке было подано 5 заявок, все они делали свои ценовые предложения, в итоге снижение Н(М)ЦК составило 38,5 %.
Все хозяйствующие субъекты, которые действительно имели желание участвовать в закупке, приняли в ней участие. Заказчиком не установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик считает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания нарушают права и законные интересы участников аукциона, которые не позволяют сформировать заявку и участвовать в ней. Довод Заявителя жалобы о том, что требования, указанные в Техническим задании, соответствуют определенной модели определенного производителя, не может быть принят к рассмотрению.
Так же, что касается не применения КТРУ: В Описании объекта закупки Заказчиком указано: "В коде 26.20.16.190 (2-4 позиция), КТРУ не применяется: т.к. отсутствуют позиции, подходящие по характеристикам закупаемым объектам".
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила использования КТРУ, КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
1. Из довода жалобы Заявителя следует, что установленная Заказчиком в описании объекта закупки совокупность технических характеристик не позволяет поставить ни один товар, подходящий под ТЗ, кроме как товары единственного производителя Optelec (Нидерланды) входящая в единый холдинг с Freedom Scientific (США) (дистрибьютора ООО "Элита Групп" (РФ)) и исключает возможность участия иных производителей.
Заказчик представил информацию, подтверждающую наличие товаров с указанными характеристиками нескольких производителей, а именно, представлена аналитическая справка, из которой следует, что описанию объекта соответствует несколько товаров, различных производителей, по всем позициям.
Согласно представленной сравнительной таблице, по позиции N 1 описанию объекта закупки соответствует MoBraille-V40 - портативный компьютер для незрячих и слабовидящих (Китай); по позиции N2 Дисплей Брайля INVA USB 40 (Китай); по позиции N3 Дисплей Брайля MoBraille-V40 (Китай); по позиции N 4 Дисплей Брайля Дисплей Брайля Read by me, Дисплей Брайля Дисплей Брайля INVA USB 40 (Китай); Программа экранного доступа и увеличения; Программа экранного увеличения с речью (Китай).
Таким образом, доводы жалобы о том, что совокупности характеристик, изложенных в описании объекта закупки по позициям объекта закупки, соответствует товар единственного производителя, не нашли своего подтверждения.
Как следует из материалов дела, Заказчиком подтверждено, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей.
Комиссия обращает внимание, что указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя не находит свое подтверждение и является обоснованным.
2. Из второго довода жалобы следует, что Заказчик не использует при описании объекта закупки позиции КТРУ.
В описании объекта закупки Заказчик указал, что КТРУ не применяется, т.к. отсутствуют позиции, подходящие по характеристикам закупаемым объектам.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) имеется позиция КТРУ: Тактильный (брайлевский) дисплей автономный 26.20.16.190-00000009 и КТРУ: Тактильный (брайлевский) дисплей, подключаемый к компьютеру 26.20.16.190-00000011, однако заказчиком при описании позиции объекта закупки "Дисплей Брайля" по позициям N 2, N 3 и в позиции N 4 Рабочее место незрячего, данные позиции КТРУ не использовались.
На основании изложенного Комиссия установила, что Заказчик в извещении об осуществлении закупки не использовал позиции обязательного к применению каталога КТРУ, что противоречит требованиям п.4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства N 145 и нарушает требования п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом в действиях Заказчика имеется нарушение требований п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания о приведении извещения об осуществлении закупки в соответствие с действующим законодательством. Выявленные Комиссией по результатам рассмотрения жалобы нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку устройств, предназначенных для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха, начальная (максимальная) цена контракта - 3 238 225,11 рублей (извещение N 0190300000723000581), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33 и п.5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 05.09.2023 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 08.09.2023 в 16 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 августа 2023 г. N 089/06/33-596/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023