Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии - <_> - заместитель руководителя, начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
<_> - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России представителей:
Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52" (далее - МБОУ "СОШ N 52", Заказчик) <_>, действующая на основании доверенности N 1 от 07.08.2023,
Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области", Уполномоченное учреждение) <_>, действующего на основании доверенности N 7 от 27.07.2023,
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Протон" (далее - ООО "Протон", Заявитель) <_>, действующая на основании доверенности N б/н от 01.06.2023,
Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Амрон" (далее - ООО "Амрон", Заявитель) <_>, действующего на основании доверенности N б/н от 15.08.2023,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОТОН" на действия Заказчика МБОУ "СОШ N 52" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку товара на объект: "Общеобразовательная организация на 1500 мест, г. Курган, 12 микрорайон" (Оснащение предметных кабинетов) (извещение N 0843500000223004866), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
10.08.2023 в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Протон" (вх. N 3397-ЭП/23) на действия Заказчика - МБОУ "СОШ N 52" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку товара на объект: "Общеобразовательная организация на 1500 мест, г. Курган, 12 микрорайон" (Оснащение предметных кабинетов) (извещение N 0843500000223004866).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя жалобы, извещение N 0843500000223004866 содержит требования, не соответствующие положениям Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в описании характеристик лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию Заказчиком описаны требования к планшетному регистратору со встроенными датчиками, подходящие только под требования к планшетному регистратору со встроенными датчиками марки EinsteinTablet+3 Einsteint by Fоuгiеr Education, являющемуся продуктом производства Израиль, что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указал, что в нарушение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 617 от 30.04.2022 "Об ограничении допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранного государства для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 617), а также условия допуска согласно Приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), Заказчиком объединен в один лот (контракт) вышеуказанный планшетный регистратор, производства Израиль, с иными товарами.
Также Заявитель считает, что в нарушение пункта 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 145 от 08.02.2017, Заказчик не применил информацию, включенною в позицию каталога при описании объекта закупки, обязательная к применению, а именно:
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 1 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по географии для учителя) - по имеющимся характеристикам, является Цифровой лабораторией по географии для учителя, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000014;
- Комплект для проведения исследований окружающей среды - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по Естествознанию (Окружающий мир), имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000010;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по физике, комплект учителя) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по Физике для учителя, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000017;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по физике, комплект ученика) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по физике для ученика, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000007;
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 2 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект учителя) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по химии для учителя, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000016;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект ученика) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по химии, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2023 - 26.20.40.190-00000006;
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 3 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005;
- Оптический прибор для наблюдения за объектами тип 4 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000003;
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 5 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по биологии, комплект учителя) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по биологии для учителя, имеет свой КТРУ обязательный к применению с l6.05.2022 - 26.20.40.190-00000019;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по биологии, комплект ученика) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по биологии для ученика, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000009;
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 6 - по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022-26.51.61.110-00000005;
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 7- по имеющимся характеристикам является микроскопом, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по математике, комплект ученика) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по математике для ученика, имеет свой КТРУ обязательный к применению с l6.05.2022 - 26.20.40.190-00000003;
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по основам безопасности жизнедеятельности) - по имеющимся характеристикам является Цифровой лабораторией по ОБЖ, имеет свой КТРУ обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40. 190-00000005.
Кроме этого, Заявитель полагает, что указанное Заказчиком требование к Лабораторному комплексу для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (биологии, экологии) - о возможности работы лабораторного комплекса с ОС iOS, Windows, МаС, необходимо исключить по причине установленного Заказчиком ограничения в соответствии с Постановлением Правительства N 617, а также условий допуска согласно Приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н.
Помимо вышеуказанного Заявитель полагает, что пункт 3.2. Контракта, регламентирующий обязанность Поставщика уточнять место доставки товара, Заказчик должен внести изменения, указав все возможные варианты мест доставки товара либо исключить условие "предварительно уточнив место поставки товара" из текста проекта контракта. Заявитель поясняет, что указанное условие является существенным, поскольку влияет на порядок расчета Поставщиком затрат на доставку и построение логистических цепочек.
Кроме того, Заявитель считает, что в пункте 4.1.4 Контракта Заказчик незаконно указал принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе в качестве обязанности Поставщика, и должен включить данный пункт в список прав Поставщика.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной; приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу; осуществить внеплановую проверку по изложенным в жалобе обстоятельствам; выдать предписание об устранении нарушений.
Заинтересованное лицо поддержало позицию Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчика, Уполномоченного учреждения были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе не согласны, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 31.07.2023 в ЕИС опубликовано извещение N 0843500000223004866 о проведении электронного аукциона на поставку товара на объект: "Общеобразовательная организация на 1500 мест, г. Курган, 12 микрорайон" (Оснащение предметных кабинетов).
Размещение осуществляется Уполномоченным учреждением - Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
Заказчиком является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 594 932,92 рублей.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, определено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе сказано, что для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.
Часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень информации, которая должна быть размещена в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
31.07.2023 Уполномоченным учреждением размещено извещение N 0843500000223004866 на поставку товара на объект: "Общеобразовательная организация на 1500 мест, г. Курган, 12 микрорайон" (Оснащение предметных кабинетов).
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- Проект контракта;
- Описание объекта закупки (Техническое задание);
- Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудовании.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из жалобы Заявителя следует, что описание характеристик лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию соответствуют конкретной модели и марке единственного производителя планшетного регистратора со встроенными датчиками (EinsteinTablet+3 Einsteint by Fоuгiеr Education).
С данным доводом Заказчик не согласился и пояснил, что на основании запросов коммерческих предложений, произведенных с целью анализа рынка учебного оборудования перед размещением извещения о закупке, под описание объекта закупки подходит продукция нескольких производителей, а именно:
- Eisco Lab (https://eslite.ru/);
- Neulog (https://newsch.ru/);
- Einstein (https://www.int-edu.ru/content/cifrovye-laboratorii-einstein.ru/).
Заказчиком представлена сравнительная таблица.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона следует, что объект закупки включает в себя поставку Лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (позиции в техническом задании: N 4, 6, 7, 16, 17, 22, 23, 27, 28) и комплект для проверки исследований окружающей среды (позиция в техническом задании N 5).
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что требования к товарам установлены Заказчиком в электронном документе - Техническое задание.
Так, при описании закупаемой товарной позиции N 16 Заказчиком установлены следующие требования:
16 |
Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект учителя)
32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные |
Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект учителя) должен содержать в себе: Планшетный регистратор данных со встроенными датчиками, в количестве не менее 1 шт.: Устройство должно обладать следующими характеристиками: Частота процессора не менее 1,8 ГГц; Кол-во ядер процессора не менее 4; Диагональ экрана не менее 10 дюймов; Разрешение экрана не менее 1280х800; Подсветка - наличие, тип подсветки должен быть LED; Тип матрицы должен быть IPS; Должна быть реализована поддержка технологии мультитач; Объем ОЗУ не менее 2 Гб; Внутренняя память хранилища не менее 16 Гб; ОС устройства версии не менее 9.0 с многоязычным интерфейсом и поддержкой Русского Языка; Наличие фронтальной камеры, с разрешением не менее 2 Мп; Наличие основной камеры с разрешением не менее 5 Мп; Наличие динамиков; Наличие встроенного микрофона; Аудио-разъем типа 3,5 мм не менее 1 шт.; Разъем для внешней карты памяти типа micro SD, не менее 1 шт.; Наличие возможности беспроводного подключения посредством технологий Bluetooth, Wi-Fi. Встроенный порт Mini-HDMI не менее 1 шт.; Встроенный порт Micro-USB не менее 1 шт.; Встроенный порт mini-USB не менее 4 шт.; Встроенный аккумулятор емкостью не менее 8000 мАч, не менее 1 шт.; Сетевой адаптер с максимальным выходным током не менее 2 А; Встроенные датчики: датчик освещенности: диапазон измерений от не более 1 лк до не менее 128 000 лк; датчик ультрафиолетового излучения: диапазон индекса уровня ультрафиолетового излучения от не более 1 до не менее 11; датчик температуры окружающей среды: диапазон измерений от не более -15 градусов Цельсия до не менее +50 градусов Цельсия; датчик относительной влажности: диапазон измерений от не более 0 до не менее 100; датчик сердечного ритма: диапазон измерений от не более 40 ударов в минуту до не менее 220 ударов в минуту; барометр: диапазон измерений от не более 26 кПа до не менее 126 кПа; Микрофон: диапазон измерений от не более -2,5 В до не менее 2,5 В; Датчик шума: диапазон измерений от не более 40 дБ до не менее 110 дБ; встроенный акселерометр не менее 1 шт.; встроенный датчик GPS, не менее 1 шт. Масса устройства не более 700 г. Кабель для подключения датчиков, в количестве не менее 1 шт.: Датчик давления газа, в количестве не менее 1 шт.: Датчик мутности (турбидиметр), в количестве не менее 1 шт.: Датчик pH, в количестве не менее 1 шт.: Датчик температуры, в количестве не менее 1 шт.: Датчик электропроводности, в количестве не менее 1 шт.: Колориметр, в количестве не менее 1 шт.: Датчик температуры-термопара, в количестве не менее 1 шт.: Комплект аксессуаров для изучения давления газов, в количестве не менее 1 шт.: Датчик кислорода, в количестве не менее 1 шт.: Датчик температуры поверхности, в количестве не менее 1 шт.: Методическое пособие по работе с программным обеспечением, в количестве не менее 1 шт. Методические рекомендации по работе с внешними датчиками, в количестве не менее 1 шт. Методические рекомендации по химии, в количестве не менее 1 шт. Датчик углекислого газа, в количестве не менее 1 шт.: |
Планшетный регистратор данных со встроенными датчиками -электронное устройство с сенсорным экраном, далее Устройство, должно позволять управлять компьютерными программами при помощи прикосновений пальцами к объектам интерфейса программы на экране. Устройство должно представлять собой регистратор и обработчик данных, поступающих с встроенных и внешних датчиков. Устройство должно иметь встроенные датчики в количестве не менее 9 шт. Устройство должно обеспечивать проведение экспериментов с анализом и обработкой данных в режиме реального времени. Программное обеспечение устройства должно быть встроенным и поставлять уже установленным. Программное обеспечение устройства должно обеспечивать наглядное представление результатов в графическом, табличном, числовом видах. Устройство должно быть предназначено для возрастной категории старше десяти лет. Методическое пособие по работе с программным обеспечением, в методическом пособии должна быть описана установка программного обеспечения на операционные системы. В методическом пособии должны быть полностью описаны инструменты и панели программного обеспечения, которое поставляется с регистратором данных. В виде картинок и/или скриншотов должно быть добавлено визуальное сопровождение к текстовому описанию. В методическом пособий должно присутствовать описание функций, примеры работы с экспериментом и описание анализа данных после проведения экспериментов. Методические рекомендации по работе с внешними датчиками, в методическом пособии должно быть описана основная задача работы датчиков, указаны типичные эксперименты с датчиками, технические примечания, технические характеристики, принцип работы с датчиком. В методическом пособии должно быть описано не менее 25 основных датчиков лабораторного комплекса. Должно быть наличие описания процесса калибровки к каждому датчику, а также примеры использования датчика. Методические рекомендации по химии, должны содержать в себе инструкцию по работе с программным обеспечением. Методические рекомендации должны содержать в себе описание встроенных датчиков в регистраторы данных. В пособии не менее 18 экспериментов возможных проводить с лабораторией, рассчитанной по предмету, химия. Описание работы эксперимента должно содержать: Введение в эксперимент, оборудование и материалы, подготовка эксперимента, проведение эксперимента, анализ результатов эксперимента, вопросы, дополнительные задания.
Математический аппарат программного обеспечения должен позволять проводить статистическую обработку данным, аппроксимацию данных, применение не менее 15 математических функций, включая преобразование Фурье. Устройство должно позволять проводить исследования по физике, химии, биологии, географии, экологии, реализовывать межпредметные проекты, позволять регистрировать не менее 100 000 замеров в секунду с разрешением не менее 10 бит.
Кабель для подключения датчиков Кабель должен быть совместим с датчиками, входящими в комплект поставки. Кабель должен быть совместим с планшетным регистратором данных. Длина кабеля должна быть не менее 1 м. Тип кабеля должен быть USB. Количество кабелей в комплекте не менее 4 штук
Датчик давления газа Датчик должен измерять абсолютное значение давления газа. Датчик должен служить для демонстрации законов Бойля и Гей-Люссака. Датчик должен иметь диапазон измерений от не более 20 кПа до не менее 400 кПа. Величина погрешности измерений датчика должна быть не более 3%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0,18 кПа. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Время отклика датчика должно быть не более 1 мс. Рабочая температура датчика должна быть в диапазоне не более 0 градусов Цельсия и не менее 85 градусов Цельсия.
Датчик мутности (турбидиметр) Датчик мутности должен измерять мутность водных растворов. Диапазон датчика должен быть от не более 0 ЕМ/литр до не менее 200 ЕМ/литр. Величина погрешности измерений датчика должна быть не более 20%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.25 ЕМ/литр. Длина испускаемой волны датчика должна быть не менее 875 нм. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Набор для турбидиметрического анализа должен включать в себя: 5 кювет с крышками и склянку с Формазиновым Стандартом 100 ЕМ/литр. Датчик pH Датчик должен измерять pH среды. Диапазон измерений должен быть от не более 0 pH до не менее 14 pH. Величина погрешности измерений датчика должна быть не более 2%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.004 pH. Датчик должен иметь температурную компенсацию. Рабочая температура датчика должна быть в диапазоне от не более 0 градусов Цельсия до не менее 50 градусов Цельсия. Время отклика датчика должно быть не более 10 секунд. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Датчик температуры Диапазон измерений датчика должен быть от не более -40 градусов Цельсия до не менее 140 градусов Цельсия. Величина погрешности измерений датчика должна быть не более 2%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.03 градуса Цельсия. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Время отклика датчика должно быть не более 20 секунд в жидкости, в диапазоне от не более 40 до не менее 50 секунд в воздухе. Датчик электропроводности Датчик должен измерять электропроводимость жидкостей и растворов. Датчик должен иметь диапазон измерений от не более 0.05 мСм/см до не менее 80 мСм/см. Величина погрешности измерений датчика должна быть не более 8%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 5 мкСм. Диапазон рабочих температур датчика должен быть от не более 0 градусов Цельсия до не менее 80 градусов Цельсия. Время отклика датчика должно быть не более 5 секунд. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Колориметр Датчик должен измерять интенсивность света, проходящего через образец. Диапазон измерений датчика должен быть от не более 20% до не менее 90 %. Величина погрешности измерений должна быть не более 10%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.03%. Датчик должен иметь не менее трёх светофильтров, : 1) синий 480 Нм, 2) зеленый 500 Нм 3) красный 650 Нм. Объем ячейки для образца должен быть не более 3,5 см3. Ширина ячейки для образца не более 1 см. Датчик температуры-термопара Датчик должен измерять высокие температуры. Диапазон измерений датчика должен быть от не более 0 градусов Цельсия до не менее 1200 градусов Цельсия. Величина погрешности измерений должна быть не более 2 %. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.3 оС. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду.
Комплект аксессуаров для изучения давления газов Количество комплектов не менее 1 штуки. Набор должен содержать аксессуары для использования совместно с датчиками давления газа. Все аксессуары должны быть совместимы. Комплект пластиковых переходников, не менее 2 штук. Резиновый шланг не менее 2 штуки. Шприц, не менее 1 штуки. Набор пластиковых переходников и заглушек не менее 1 штуки. Резиновые пробки с отверстиями не менее 2 штук.
Датчик кислорода Датчик должен измерять концентрацию кислорода в воздухе и в растворах. Диапазон измерений датчика должен быть от не более 0 мг/л до не менее 12.5 мг/л. Величина погрешности измерений должна быть не более 7%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.003 мг/л. Время срабатывания датчика должно быть не более 2 минут. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду.
Датчик температуры поверхности Датчик должен измерять температуру поверхности. Диапазон измерений датчика должен быть от не более -40 градусов Цельсия до не менее 140 градусов Цельсия. Максимальная температура, которую датчик выдерживает без повреждений, должна быть не менее 160 градусов Цельсия. Величина погрешности измерений должна быть не более 2%. Разрешение (12 бит) датчика должно быть не более 0.03 градусов Цельсия. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду.
Датчик углекислого газа Датчик должен измерять концентрацию углекислого газа в различных газах. Диапазон измерений датчика должен быть от не более 350 мд до не менее 10000 мд. Величина погрешности измерений датчика должна была быть не более 50 мд и не более 5% от полученного значения. Датчик должен выполнять не менее 10 измерений в секунду. Время отклика датчика должно быть не более 30 секунд. Потребление тока датчиком должно быть не более 85 мА. Диапазон рабочих температур датчика должен быть от не более -0 градусов Цельсия до не менее 50 градусов Цельсия. Рабочий диапазон относительной влажности воздуха должен быть от не более 0% до не менее 95%. |
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что по позициям технического задания N 4, 5, 6, 7, 17, 22, 23, 27, 28 Заказчиком установлены аналогичные требования к содержанию к Лабораторным комплексам и комплекту для проверки исследований окружающей среды.
Как указано выше в подтверждение своего довода о наличии продукции нескольких производителей, подпадающих под описание объекта закупки Заказчиком представлена информация о сайтах производителей:
- Eisco Lab (https://eslite.ru/);
- Neulog (https://newsch.ru/);
- Einstein (https://www.int-edu.ru/content/cifrovye-laboratorii-einstein.ru/).
Ознакомившись с информацией на представленных Заказчиком сайтах Комиссия пришла к выводу об отсутствии сведений о справочно-методических материалах к планшетному регистратору в представленной продукции Eisco Lab и Neulog, кроме продукции Einstein.
Кроме того, изучив указанную выше информацию с сайтов, представленных Заказчиком, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о не подтверждении сведений о наличии у производителей Eisco Lab и Neulog в Лабораторном комплексе: кабелей для подключения датчиков и комплекта аксессуаров для изучения давления газов.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии представителем Заказчика доказательств того, что описанию объекта закупки - Лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию соответствует продукция хотя бы еще одного производителя, кроме продукции Einstein, не представлено.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями, в то же время такое обоснование должно содержаться в документации о закупке.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, не оспаривет право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика не представил доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар "Лабораторные комплексы для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию" содержит характеристики, характерные для оборудования, производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Относительно второго довода Заявителя о нарушении пункта 5 Постановление Правительства N 617 и Приказа N 126н, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что ограничения допуска иностранных товаров, в соответствии с указанными актами, устанавливаются исходя из факта наличия кода ОКПД 2 товара, являющегося предметом закупки в перечнях, установленных данными актами.
Код ОКПД 2 32.99.53.130 в данные перечни включен, в виду чего ограничения и условия допуска Заказчиком применены правомерно.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии Заявителем данный довод снят с рассмотрения.
По третьему доводу Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждена Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона следует, что объект закупки включает в себя поставку товаров по 28 позициям, в том числе:
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 1 (позиция ТЗ N 1);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по географии для учителя) (позиция ТЗ N 4);
- Комплект для проведения исследований окружающей среды (позиция ТЗ N 5);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по физике, комплект учителя) (позиция ТЗ N 6);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по физике, комплект ученика) (позиция ТЗ N 7);
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 2 (позиция ТЗ N15);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект учителя) (позиция ТЗ N 16);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по химии, комплект ученика) (позиция ТЗ N 17);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по биологии, комплект учителя) (позиция ТЗ N 22);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по биологии, комплект ученика) (позиция ТЗ N 23);
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 6 (позиция ТЗ N 24);
- Прибор оптический для наблюдения за объектами тип 7 (позиция ТЗ N 25);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по математике, комплект ученика) (позиция ТЗ N 27);
- Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (по основам безопасности жизнедеятельности) (позиция ТЗ N 28).
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что требования к товарам установлены Заказчиком в электронном документе, содержащемся в ЕИС - Техническое задание, согласно которому по вышеуказанным позициям Заказчиком применены коды ОКПД 2, и не применена информация, включенная в КТРУ, обязательная к применению.
Комиссией установлено, что на дату размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона, а именно 31.07.2023, позиции КТРУ:
- "Микроскоп" имеет КТРУ, обязательный к применению с 04.11.2022 - 26.51.61.110-00000005 (позиция N 1ТЗ);
- Цифровая лаборатория по географии для учителя, имеет свой КТРУ, обязательный к применению с 16.05.2022 - 26.20.40.190-00000014 (позиция N 4 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по Естествознанию (Окружающий мир) - 26.20.40.190-00000010 (позиция N 5ТЗ);
- Цифровая лаборатория по Физике для учителя - 26.20.40.190-00000017 (позиция N 6 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по физике для ученика - 26.20.40.190-00000007 (позиция N 7ТЗ);
- Микроскоп - 26.51.61.110-00000005(позиция N 15 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по химии для учителя - 26.20.40.190-00000016 (позиция N 16 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по химии - 26.20.40.190-00000006 (позиция N 17 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по биологии для учителя - 26.20.40.190-00000019 (позиция N 22 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по биологии для ученика - 26.20.40.190-00000009 (позиция N 23 ТЗ);
- Микроскоп -26.51.61.110-00000005 (позиция N 24 ТЗ);
- Микроскоп - 26.51.61.110-00000005 (позиция N 25 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по математике для ученика - 26.20.40.190-00000003 (позиция N 27 ТЗ);
- Цифровая лаборатория по ОБЖ - 26.20.40. 190-00000005 (позиция N 28 ТЗ), включены в КТРУ и являлись обязательными к применению.
Из пояснений Заказчика следует, что по указанным позициям не была применена информация из КТРУ по причине отсутствия в каталоге достаточных технических характеристик, требуемых Заказчику.
К данному доводу Заказчика Комиссия относится критически, поскольку Заказчику при формировании извещения необходимо было выбрать из имеющихся в каталоге позиций наиболее релевантную позицию и руководствоваться её описанием.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования КТРУ следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Следовательно довод Заявителя является обоснованным.
Относительно четвертного довода Комиссия Курганского УФАС России отмечает.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия пришла к выводу о необоснованности четвертого довода Заявителя о необходимости исключения требования о возможности работы лабораторного комплекса с операционной системой iOS, Windows, Mac, поскольку поставка программного обеспечения не является предметом закупки.
Указанные операционные системы являются программным обеспечением и попадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, которое, в свою очередь, не применяется в данной закупке, поскольку поставка программного обеспечения не является предметом закупки.
Ни Постановлением N 617, ни Приказом N 126н не предусмотрено, что товары, включенные в перечни, утвержденные данными актами, не должны иметь возможность работы с операционной системой iOS, Windows, Мас.
Вместе с тем, довод жалобы относительно содержания пунктов 3.1, 3.2 проекта контракта в части уточнения места поставки товара Комиссия также признает необоснованным, поскольку место поставки определено в пункте 3.1. проекта контракта, где указано, что поставщик самостоятельно поставляет, собирает и устанавливает товар Заказчику по адресу: Курганская область, г. Курган, 12 микрорайон, д. 32.
Таким образом, место поставки определено проектом контракта.
Относительно довода о неправомерности пункта 4.1.4. проекта контракта Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из содержания данного пункта проекта контракта следует, что Поставщик, в случае если он воспользуется своим правом на односторонний отказ от исполнения контракта, обязан осуществить такой отказ в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данное условие не нарушает прав участников закупки и положения Закона о контрактной системе, в связи с чем довод признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системы Курганским УФАС России не проводилась, поскольку 10.08.2023 ООО "Амрон" подало в контрольный орган жалобу на рассматриваемую закупку (вх. N 3398), по результатам которой Комиссией Курганского УФАС России было вынесено решение и предписание за номером N 045/06/106-425/2023.
Комиссия Курганского УФАС Росси приняла решение предписание по рассматриваемой жалобе не выдавать, поскольку предписание выдано после рассмотрения жалобы ООО "Амрон" на данную закупку.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Протон" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52" нарушения части 2 статьи 8, части 6 статьи 23, частей 1, 3 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 145 от 08.02.2017 N 145.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
_________________ / <_> |
Члены Комиссии: |
_________________ / <_> |
|
_________________ / <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 августа 2023 г. N 045/06/106-424/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023