Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.08.2023 N 162/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ЭЛЕКТРА" (ИНН 3123397390)", (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителей заказчика - Министерства здравоохранения Белгородской области (по доверенности от 09.01.2023), в отсутствие представителя участника закупки - ООО "ЭЛЕКТРА" (о времени и месте проведения заседания надлежаще уведомлено), рассмотрев информацию Министерства здравоохранения Белгородской области о расторжении в одностороннем порядке контракта с ООО "ЭЛЕКТРА", заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий - система электрохирургическая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки 0826500000923000251) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "ЭЛЕКТРА" (ИНН 3123397390) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.01.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 250 000,00 рублей.
Наименование объекта закупки - поставка медицинских изделий - Система электрохирургическая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 17.02.2023 с ООО "ЭЛЕКТРА" заключен государственный контракт N 08265000009230002510001 на поставку медицинских изделий - Система электрохирургическая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, цена которого составила 1 912 500,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - Система электрохирургическая (код ОКПД - 32.50.50.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Согласно пункту 5.1. Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 60 календарных дней с момента заключения Государственного контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 12.3 Контракта Заказчиком 02.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "ЭЛЕКТРА" условий Контракта.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 02.08.2023 было размещено в ЕИС. Согласно сведениям ЕИС 02.08.2023 решение получено Исполнителем, следовательно, 02.08.2023 является датой надлежащего уведомления Исполнителя.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 15.08.2023, что соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "ЭЛЕКТРА" (ИНН 3123397390) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 15.08.2023, что согласуется с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 08265000009230002510001 от 17.02.2023 года (далее - Решение) принято в связи с существенным нарушением условий Контракта со стороны Поставщика.
Из содержания решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта следует, что поставка оборудования на момент принятия решения не осуществлена.
Заказчик направлял претензии о необходимости исполнения контракта письмами от 16.06.2023 года N 15-2-7/2371, от 29.06.2023 года N 15-2-7/2533, от 10.07.2023 года N 15-2-7/2673, от 26.07.2023 года N 15-2-7/2908 (копии писем представлены в материалы дела). Однако претензии остались без удовлетворения.
Как следует из пояснений заказчика, 29.06.2023 поставщик предложил оборудование с улучшенными, по мнению поставщика, характеристиками (увеличенная гарантия поставщика).
Однако заказчик посчитал, что данная информация не соответствует действительности, т.к. предложенное взамен оборудование иного производителя, не обладало улучшенными параметрами, качеством, техническими и функциональными характеристиками.
20.07.2023 года поставщик предложил министерству заменить оборудование на ранее предложенное в порядке, предусмотренном частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
ООО "ЭЛЕКТРА" в подтверждение факта возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения представлено письмо производителя оборудования ООО "ФОТЕК" (г. Екатеринбург, Россия) от 10.02 2023 исх. N 00000006947-23, в соответствии с которым производитель уведомил ООО "ЭЛЕКТРА" о невозможности поставки систем электрохирургических высокочастотных ввиду отсутствия комплектующих для производства данных систем, также было сказано, что о сроке возобновления производства поставщику сообщат дополнительно в течение 6 месяцев.
ООО "ЭЛЕКТРА" также было представлено заключение союза "Торгово-промышленная палата Белгородской области" от 15 июня 2023 года N 164, в соответствии с которым принятые после 24 февраля 2022 года политические решения и вызванные ими последствия, в том числе, принятие иностранными государствами запретов и ограничений на экспорт в Российскую Федерацию определённой продукции, вызвавшие также необходимость прекращения поставок товаров, работ, услуг иностранных компаний на территорию РФ: в соответствии с ч. 1 ст. 451 ГК РФ могут рассматриваться как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, привели к невозможности исполнения обязательств ООО "ЭЛЕКТРА" в установленный срок по независящим от него причинам. Указанная невозможность своевременного исполнения вызвана наступившими после возникновения обстоятельствами, за которое ни одна из сторон не отвечает, и является обстоятельством, не связанным с проявлением умысла или неосторожности со стороны поставщика.
В целях подтверждения вышеуказанной информации министерством в адрес производителя ООО "ФОТЕК" направлено письмо департамента бюджетных отношений и закупок от 21.07.2023 года N 15-3-13/2156, в котором министерство просило ООО "ФОТЕК" представить информацию о приостановке производства системы электрохирургической высокочастотной "ФОТЕК" по ШГИД.941612.001ТУ.
В ответ министерством получено письмо производителя ООО "ФОТЕК" от 21.07.2023 года согласно которому, ООО "ФОТЕК" сообщило, что в текущее время выпускается вся линейка аппаратов производства "ФОТЕК", в том числе и системы электрохирургические высокочастотные "ФОТЕК" с принадлежностями "ONYX" по ШГИД.941612.001ТУ, срок поставки на всё оборудование производство ООО "ФОТЕК", включая системы электрохирургические высокочастотные "ФОТЕК" с принадлежностями, модель "ONYX" по ШГИД.941612.001ТУ, составляет 8 недель.
На основании вышеизложенного, по итогам рассмотрения представленной поставщиком документации и полученной от производителя ООО "ФОТЕК" информации, заказчик посчитал, что изменение существенных условий контракта нецелесообразно.
Министерством было принято решение о расторжении контракта с ООО "ЭЛЕКТРА" в одностороннем порядке 02.082023 года N 15-2-7/3010.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания предусматривают, в том числе отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)_" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия не находит оснований для применения в отношении ООО "ЭЛЕКТРА" такой меры ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия Белгородского УФАС России поясняет, что частью 17.1. статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, в том числе при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ЭЛЕКТРА" (ИНН 3123397390) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 августа 2023 г. N 031/10/104-585/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023