Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.08.2023 N 161/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "РОДНОЙ ДОМ" (ИНН 0268082800)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (по доверенности от 06.04.2023 N 255-11/2916), в отсутствии представителей участника закупки - ООО "РОДНОЙ ДОМ" (о времени и месте проведения заседания надлежаще уведомлено), рассмотрев информацию ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" о расторжении в одностороннем порядке контракта с ООО "РОДНОЙ ДОМ", заключенного по результатам проведения закупки с единственных поставщиком "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N 7, г. Белгород"" (ИКЗ 222312301229831230100102480014120243) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ООО "РОДНОЙ ДОМ" (ИНН 0268082800) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" 08.07.2022 заключен контракт N 13/553 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N 7, г. Белгород" с ООО "РОДНОЙ ДОМ", цена которого составила 299 940 738 рублей 00 копеек, в том числе НДС 49 990 123 рублей 00 копеек (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик в соответствии с установленной в статье II ценой настоящего Контракта и в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) выполнит строительно-монтажные работы по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N 7, г. Белгород" (именуемый далее "Объект").
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ по Объекту в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 3.2. Контракта, сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта).
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта, начало выполнения работ: не позднее 10 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно пункту 3.3. Контракта, окончание выполнения работ: до 14 июля 2023 года.
В силу пункта 4.3. Контракта, Подрядчик обязан предоставлять Заказчику еженедельный отчет о ходе выполнения работ на объекте по форме согласно Приложению N 3 к Контракту с приложением фотоматериалов выполненных работ.
Согласно пункту 6.15. Контракта, Подрядчик производит сдачу выполненных работ, предусмотренных пунктом 1.1. Контракта в полном объеме (отдельных этапов работ) в срок, установленный графиком выполнения строительно-монтажных работ, о чем предварительно уведомляет Заказчика в письменной форме.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.2. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком 10.07.2023, на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 14.2. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "РОДНОЙ ДОМ" существенных условий Контракта.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком направлено адрес ООО "РОДНОЙ ДОМ" почтовой связью 10.07.2023.
Заказчиком в ходе проведения ежедневного мониторинга официального сайта www.pochta.ru 01.08.2023 получена информация о вручении направленного решения об одностороннем отказе по адресу ООО "РОДНОЙ ДОМ", указанному в Контракте, следовательно, датой надлежащего уведомления является 01.08.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС датой расторжения контракта является 14.08.2023 (информация размещена в ЕИС 18.08.2023 года).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "РОДНОЙ ДОМ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 14.08.2023, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.07.2023 N 255-11/6016 (далее - Решение) принято в связи с существенным нарушением условий контракта от 08.07.2022 N 13/553. Из содержания Решения следует, что по состоянию на 07.07.2023 Подрядчиком не выполнено благоустройство, наружное освещение в объеме, предусмотренном Контрактом. Кроме того, имеется нарушение графика выполнения работ за февраль, март, апрель, май, июнь 2023 года, работы в объеме, предусмотренном графиком выполнения работ, не выполнены. Оборудование, предусмотренное проектно-сметной документацией, в установленные графиком выполнения работ сроки на объект не поставлено. Также Подрядчиком в нарушение требований пункта 4.3. Контракта Заказчику не предоставлялся еженедельный отчет о ходе выполнения работ на объекте по форме согласно Приложению N 3 к Контракту с приложением фотоматериалов выполненных работ.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что неисполнение Контракта в установленные сроки обусловлено недобросовестными действиями Подрядчика по исполнению настоящего Контракта, а именно ООО "РОДНОЙ ДОМ" в нарушение условий Контракта не исполнены обязательства, предусмотренные пунктами 4.3., 6.15. Контракта, а также предусмотренные по Контракту работы не выполнены в объеме, установленном Контрактом.
Также Заказчиком неоднократно направлялись претензии в адрес ООО "РОДНОЙ ДОМ" в связи с ненадлежащем исполнением обязательств по контракту от 08.07.2022 N 13/553 (копии претензионного письма от 14.04.2023 N 255-11/3232 и претензионного письма от 21.07.2023 N 255-11/6290 представлены в материалы дела).
Кроме того, 11.08.2023 Заказчиком вместе с представителем эксплуатирующей организации был произведен осмотр объекта, по результатам которого комиссией установлено, что работы по объекту в предусмотренном условиями контракта объеме Подрядчиком не выполнены. Также, было установлено, что на момент осмотра работы на объекте не ведутся. Работники Подрядчика на объекте отсутствуют (копия Акта осмотра объекта от 11 августа 2023 года представлена в материалы дела).
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства неисполнения условий контракта свидетельствуют о недобросовестном поведении ООО "РОДНОЙ ДОМ" при исполнении Контракта.
Деятельность, осуществляемая ООО "РОДНОЙ ДОМ" в рамках исполнения Контракта, является предпринимательской.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, ООО "РОДНОЙ ДОМ", принимая решение о заключении Контракта без проведения конкурсных процедур, понимало, что несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как единственным участником закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией), также учитывая высокую социальную значимость объекта, результат требуемый к выполнению работ не достигнут, предусмотренные по Контракту работы не выполнены в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На рассмотрение дела представители ООО "РОДНОЙ ДОМ" не явились, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по Контракту, а также доказательств, подтверждающих принятие ООО "РОДНОЙ ДОМ" мер для надлежащего исполнения условий контракта, не представлено.
При указанных обстоятельствах, у контрольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр, предусмотренные Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" в отношении ООО "РОДНОЙ ДОМ" (ИНН 0268082800 / КПП 027801001, место нахождения - 450001, Республика Башкортостан, г.о. город Уфа, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 1/1, офис 708); участника, единоличного исполнительного органа - (ИНН 027805085806), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения информации в отношении ООО "РОДНОЙ ДОМ" (ИНН 0268082800 / КПП 027801001, место нахождения - 450001, Республика Башкортостан, г.о. город Уфа, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 1/1, офис 708); участника, единоличного исполнительного органа - (ИНН 027805085806), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 августа 2023 г. N 031/10/104-582/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023