Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям:
в отсутствие представителей от Уполномоченного органа, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (9634-ИП/23 от 11.08.2023) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов на территории МО "Город Гатчина" в сентябре-декабре 2023 г.".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 27.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 839 522,84 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком неправомерно было принято решение о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, проанализировав информацию, размещенную в ЕИС, установила следующее:
08.08.2023 в 16:58 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Участник подписал проект контракта, а именно 09.08.2023 в 14:09 (МСК).
Из материалов дела следует, что Участник к подписанному контракту прикрепил независимую гарантию N 517423-23-EGB от 09.08.2023 г., выданную ПАО "МТС-Банк" в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - Гарантия).
Заказчиком установлено, что вышеуказанная Гарантия не соответствует требованиям Извещения:
- по контактным данным Участника и Заказчика;
- по сроку действия;
- по суду, в котором должны размещаться споры.
Комиссия не поддерживает вывод Заказчика о недостоверных сведениях в отношении адреса электронной почты принципала (Участника), из пояснений Заказчика следует, что вместо адреса электронной почты принципала office@uknarvskaya.ru указан office@ucnarvskaya.ru, поскольку они не подтверждаются безусловными доказательствами.
Во время заседания Комиссии представитель Общества указал, что оба адреса являются актуальными и используются Участником, тот факт, что на сайте в сети Интернет указан определенный электронный адрес не подтверждает отсутствие иного адреса.
Вместе с тем, по иным выявленным несоответствиям, Комиссия усматривает правомерность действий Заказчика.
Так, материалами дела подтверждаются, что в гарантии использовались устаревшие и неактуальные сведения в отношении телефона и адреса электронной почты бенефициара (Заказчика), а именно вместо предусмотренных в извещении об осуществлении сведений о телефоне 8 (81371) 2-00-37 и адресе электронной почты munzak@mail.ru либо в проекте контракта сведений о телефоне 8 (81371) 9-31-00 и адресе электронной почты radm@gtn.ru, в независимой гарантии указаны телефон 8 (81371) 2-02-76 и адрес электронной почты buhadm.2011@mail.ru.
На вопрос Комиссии откуда были взяты данные сведения, представитель Участника сослался на их получение в сети Интернет.
Вместе с тем, как и с ранее озвученной позицией по адресу электронной почты Участника, Комиссия не считает, что установление произвольно найденных данных Заказчика обеспечивает все законные права бенефициара, поскольку в дальнейшем Заказчик не сможет своевременно получить какие-либо сведения от Гаранта (Банка), при том, что Комиссия проверила, что имеющиеся адреса и телефоны Заказчика, указанные в Извещении, в Гарантии не использовались.
Кроме того, согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
Вышеуказанное требование коррелируется с пунктом 10.4 проекта контракта в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту выбрал предоставление независимой гарантии, то срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с Извещением и Проектом контракта - установлен срок его действия по 31 января 2024 года.
Согласно условиям Гарантии, срок действия независимой гарантии, указан "до 29.02.2024 включительно".
Согласно письму Министерства Финансов Российской Федерации от 13.01.2020 N 24-03-07/547, от 21.11.2019 N 24-03-07/90092, от 27.09.2019 N 24-03-07/74362 срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Законом N 44-ФЗ не установлено иных требований к сроку действия банковской гарантии.
Срок, указанный в Гарантии, по сути, на один месяц более установленного в Извещении, но не превышает его, как того требует законодательство.
Таким образом, указанный в независимой гарантии срок ее действия "до 29.02.2024 включительно" не соответствует требованиям пункта 9.4 контракта и части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, а для соблюдения требований необходимо было указать срок действия независимой гарантии как минимум до 01 марта 2024 года.
Соответственно, установленный в Гарантии срок действия не превышает предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией на один месяц.
Более того, пункт 14 Гарантии не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, согласно которым независимая гарантия должна содержать указание на то, что все споры по независимой гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В нарушение установленных требований Извещении и проекте контракта в предоставленной независимой гарантии было указано, что споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Москвы, при этом Заказчик находится - в Ленинградской области, а Заявитель - в Санкт-Петербурге.
В момент заседания Комиссии, представитель Общества согласился, что Гарантия не соответствовала критерию подсудности, указанной в Извещении.
Таким образом, Заказчик верно трактовал, что Гарантия не может быть принята в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку не соответствует ни форме, ни требованиям Извещения.
Несоответствие Гарантии также подтверждено Решением Ленинградского УФАС России по делу 047/10/104-2336/2023 от 17.08.2023.
На основании части 6 статьи 51, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчик, при признании Участника уклонившимся, действовал правомерно, а в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Управляющая компания "Нарвская" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 августа 2023 г. N 047/06/51-2355/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023