Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ГБУЗ ЛО "СЛАНЦЕВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя от ООО "Магнат" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Подрядчик), надлежащим образом уведомленного о заседании Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002521,
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика о включении сведений об ООО "Магнат" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (вх. N9710-ИП/23 от 11.08.2023).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 09.01.2023 был заключен контракт N 045/23 на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 1 038 570,00 рублей (при НМЦК 1 837 470,00 рублей).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 27.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с ГК РФ.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом, выявила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) по отгрузочным разнарядкам (заявкам) (приложение N 3 к Контракту) в порядке, предусмотренном Контрактом, осуществлять поставку для медицинского применения перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (код ОКПД2 22.19.60.119) (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно Контракта:
- 1.2. Номенклатура Товара определяется Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту), количество Товара и срок получения (выборки) Товара определяются отгрузочной разнарядкой (заявкой) (приложение N 3 к Контракту), являющиеся неотъемлемой частью контракта.
- 1.3. Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в соответствии с отгрузочной разнарядкой (заявкой) (приложение N 3 к Контракту) в сроки, определенные в отгрузочной разнарядке (заявке) (приложение N 3 к Контракту), в следующем порядке:
Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 188560, Российская Федерация, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова д.52, двухэтажное здание (1-й этаж), в помещение склада ГБУЗ ЛО "Сланцевская МБ" (далее - Место доставки).
- 5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки с момента подписания контракта по 31.12.2023 года, партиями по отгрузочным разнарядкам (заявкам) в течение 5 (пяти) дней с момента её подачи, следующих за днем подачи заявки заказчиком.
Товар, поступивший не по заявке, Заказчиком не принимается и не оплачивается.
Поставка осуществляется Поставщиком своими силами и за его счет с разгрузкой с транспортного средства и подъемом товара на этаж до непосредственного места поставки в рабочие дни (понедельник-пятница) в период с 9:00-15:00 (по местному времени Заказчика).
Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
Согласно Спецификации Приложение N 1 Контратка, Заказчику необходим следующий товар.
Полные Технические требования к товару указаны в Приложении N2 Контракта.
Комиссия, ознакомившись с Контрактом, установила, что стороны изначально знали обо всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из существа обращения следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 27.07.2023 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно: Обществом нарушены существенные условия Контракта, такие как сроки и объем, часть товара по заявке, на дату расторжения Контракта, не поставлена Обществом.
Согласно материалам, представленным Заказчиком, следует, что 21.02.2023 года на адрес электронной почты Участника была направлена заявка на поставку перчаток, что подтверждается скрин-шотами указанного электронного письма.
Первая партия Товара по заявке поступила 02.03.2023 года (Товар принят Заказчиком, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, составила 249 600,00 рублей).
Следующая заявка была направлена Заказчиком в адрес Поставщика 17.05.2023 года.
Комиссия отмечает, что в соответствии с условиями Контракта поставка Товара осуществляется партиями по отгрузочным разнарядкам (заявкам) в течение 5 (пяти) дней с момента её подачи, следующих за днем подачи заявки заказчиком.
По данной заявке поставка в указанный срок осуществлена не была.
29.05.2023 Участник направил в адрес Заказчика по электронной почте письмо, из которого следует, что ООО "Самарский завод медицинских изделий" на данный момент прекратил выпускать продукцию, в связи с чем, Участник предложил заменить производителя товара на компанию "Фабрик".
Комиссия установила, что данная переписка велась в неофициальной форме (то есть не на официальном бланке Участника без дат, входящих/исходящих номеров, без соответствующих печатей), т.е. сообщение набиралось в самом "теле" электронного письма.
Из анализа данной неофициальной переписки следует, что Заказчик пошёл Участнику навстречу, поскольку составил проект дополнительного соглашения об изменении производителя Товара, однако данное соглашение так и не было реализовано.
Вместо подписания дополнительного соглашения о замене товара на производителя, которого предложил сам же Участник, Общество направило Заказчику дополнительное соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон без претензий друг к другу.
Поскольку вышеуказанное предложение не могло быть принято Заказчиком, поскольку у него оставалась потребность в Товаре в объеме более 70%, то 27.07.2023 в адрес Участника была направлена официальная претензия о необходимости исполнить обязательства.
Более того, Заказчиком в материалы дела был представлен акт инспекционного визита Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области от 09.03.2023 года, из которого следует, что действительно ООО "Самарский завод медицинских изделий" прекратил осуществлять деятельность по производству медицинских изделий, вместе с тем, из содержания вышеуказанного акта следует, что завод был в полном объеме заполнен произведенной готовой продукцией - около 55 миллионов пар перчаток на складе, а товар реализуется (отпускается) через представителей.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и из представленных в материалы дела документов следует, что у Общества была возможность поставить товар, Заказчиком 27.07.2023 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 27.07.2023 года.
Датой надлежащего уведомления Поставщика является 27.07.2023 в 16:29 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2228449. Решение вступило в законную силу 08.08.2023 года.
В период с 27.07.2023 по 07.08.2023 (10-дневный срок) нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Поставщиком не устранены (Товар не привозился ни заявленного в контракте производителя, ни заявленного Участником позднее) официальных пояснений в адрес Заказчика также не последовало, в связи с чем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, а Контракт считается расторгнутым.
Поскольку, в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства, Товар не поставлен, а Контракт расторгнут, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Доводы Участника о том, что ООО "Самарский завод медицинских изделий" на данный момент прекратил выпускать продукцию, не мог повлиять на исполнения обязательств, поскольку согласно Акту инспекционного визита Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области от 09.03.2023 несмотря на остановку производственной линии, завод был в полном объеме заполнен произведенной готовой продукцией - около 55 миллионов пар перчаток на складе, а товар реализуется (отпускается) через представителей (указаны около 4 юридических лиц).
Обществом в материалы дела ни от одного из лиц, указанных в Акте ни Заказчику, ни антимонопольному органу не представлено запросов и ответов о невозможности приобретения у них перчаток.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки поставки товара были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, частичная поставка товара не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности Участника в исполнении всех условий Контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Участник не был заинтересован в надлежащем исполнении вышеуказанного Контракта, поскольку после направления Заказчиком в адрес Общества дополнительного соглашение об изменении производителя Товара (которое сам же просил Участник, по сути Заказчик пошел ему навстречу), Поставщик 11.07.2023 направил Заказчику предложение о расторжении контракта по соглашению сторон и в полной мере сорвал обязательства по заявке от 17.05.2023.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, более того, своими действиями Участник выразил свою незаинтересованность в исполнении Контракта, в связи с чем, Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством частичного исполнения обязательств, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Более того, письма, посылаемые Участником, не были оформлены официально (бланк, печать, подпись и т.д.), а даже если учесть их при принятии решения ссылок на приостановку обязательств они не содержат.
Доказательств исполнения обязательств по заявке от 17.05.2023 от Участника не представлено.
Также, Комиссия отмечает, что по своей правовой природе рассматриваемый контракт является договором поставки, отношения по которому регулируются Законом о контрактной системе, а также § 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных нанесен значительный ущерб, что не подлежит сомнению со стороны Комиссии, исходя из предмета Контракта и с учетом того, что Заказчиком является больница.
Комиссия принимает во внимание и социальную значимость товара и деятельности Заказчика, которому необходимо обеспечить надлежащее лечение пациентов, в том числе для целей максимально скорейшего их восстановления после получения медицинской помощи, однако недобросовестные действия (бездействия) Поставщика в рамках исполнения Контракта, негативно отразились на оказываемых Заказчиком услугах населению ленинградской области.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
Дополнительно Комиссия отмечает, что ООО "Магнат" уже включен в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств в рамках другого контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Магнат" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 августа 2023 г. N 047/10/104-2374/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023