Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО группа компаний "Архитектура и технологии" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Мытищинская городская клиническая больница" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на закупку шовного материала для нужд ГБУЗ МО "МГКБ" (лот 2). (извещение N 0348300053623000244 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 03.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 087 218,56 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 11.08.2023;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям извещения о проведения Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "Закупка шовного материала для нужд ГБУЗ МО "МГКБ" (лот 2)".
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается в том числе товар "Нить хирургическая полиамидная, нерассасывающаяся, полинить", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 21.20.24.120-00000018 "Нить хирургическая полиамидная, нерассасывающаяся, полинить".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте код позиции КТРУ 21.20.24.120-00000018 относится к коду 226690 "Нить хирургическая полиамидная, нерассасывающаяся, полинить" в соответствии с номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в котором содержится в том числе следующие описание:
"Синтетическая нерассасывающаяся полинить, сделанная из нейлона (полиамидного полимера), предназначенная для соединения (аппроксимации) краев раны мягких тканей или разреза путем сшивания или для лигирования мягких тканей; может комплектоваться иглой, которую необходимо утилизировать сразу после использования. Нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока она не будет в достаточной степени вылечена. Не самофиксирующаяся и не содержит антимикробных веществ/материалов. Это изделие одноразового использования и предназначено для использования в стерильных условиях".
Вместе с тем, в Техническом задании Заказчиком для товара "Нить хирургическая полиамидная, нерассасывающаяся, полинить" установлена в том числе следующая характеристика "Стерильный синтетический нерассасывающийся плетеный хирургический шовный материал из полиамида с покрытием содержащим нитроксолин (данный антимикробный агент одновременно активен против".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о содержании антимикробных веществ/материалов подобным образом противоречат Правилам и требованиям закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является закупка шовного материала для нужд ГБУЗ МО "МГКБ" (лот 2).
Заказчиком в Техническом задании для товара "Нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить" установлена характеристика "Стерильный синтетический нерассасывающийся плетеный хирургический шовный материал из полиамида с покрытием содержащим нитроксолин (данный антимикробный агент одновременно активен против".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Хирургический шовный материал, указанный в позиции 5 "Описание объекта закупки" Извещения, производится несколькими производителями, сведения о которых содержатся в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch), т. е. данные медицинские изделия разрешены для обращения на территории Российской Федерации, например:
- ООО "Балумед", являющееся производителем медицинского изделия "Материалы хирургические шовные стерильные, с иглами и без игл, с принадлежностями, рассасывающиеся по ТУ 9393-001-53530594-2015 длиной от 50 до 3000 мм, с шагом приращения 10 мм: "ПОЛИГЛИКОЛИД ПЛЮС" - с нитями из полигликолевой кислоты (PGA+), плетеными, с покрытием из смеси сополимера гликолида с L-лактидом и стеарата кальция, с антимикробным агентом хлоргексидина диацетатом" (Регистрационное удостоверение РЗН 2016/4649 от 02.09.2016 г. нить "ПОЛИГЛИКОЛИД ПЛЮС"). Ссылка на сайт производителя - https://balumed.su/catalog/shovnye-materialy/rassasyvayushhiesya/poliglik olid-plyus-;
- ООО "Политехмед", являющееся производителем медицинского изделия "Материалы хирургические рассасывающиеся шовные стерильные с иглами атравматическими, хирургическими или без игл, с принадлежностями или без них по ТУ 9393-005-47295014-2016 "ТИСОРБ 100-АМХ (ПОЛИГЛИКОЛИДАМХ) - нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая плетеная из полигликолида с покрытием из поликапролактона и стеарата кальция, антимикробная с хлоргексидином, неокрашенная или фиолетовая" (Регистрационное удостоверение РЗН 2019/8479 от 18.11.19г.). Информационное письмо производителя ООО "Политехмед" от 01.02.2023 г. N 2023-020-1, согласно которому антимикробным агентом является "хлоргексидина диацетат". Ссылка на каталог производителя - https://polytechmed.ru/catalog/
Согласно пункту 5 Письма Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961":
"В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога.
Такое сформированное описание размещается Минфином России исключительно во вкладке
"Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС.
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности, предусмотренную подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается и соответственно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается.
Учитывая изложенное, в этом случае: не наступают условия применения пункта 4 Правил использования каталога в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога; заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги)".
На основании вышеизложенного, в отношении товара, указанного в позиции 11 Технического задания Заказчиками применена позиция КТРУ 21.20.24.120-00000020 "Нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить", в которой отсутствует описание товара, работы, услуги (характеристики) в позиции каталога.
Также Заявитель указывает, что избыточным является указание формы выпуска антимикробного агента (диацетат), поскольку действующим веществом является именно хлоргексидин, а диацетат или глюконат или биклюконат - это форма хранения действующего вещества, которая не влияет на антимикробную активность препарата. Заказчиком не представлено обоснования необходимости применения именно хлоргексидина диацетата.
В Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch) медицинские изделия "Стерильный синтетический рассасывающийся плетеный хирургический шовный материал, окрашенный в цвет контрастный цвету крови (для лучшей визуализации нити и шва), из полимера гликолевой кислоты c покрытиями, содержащими антисептики: "хлоргексидина глюконат" или "хлоргексидина биглюконат", отсутствуют.
В позиции 11 Заказчиком в техническом задании указано "хлоргексидинадиацетат - антисептик широкого спектра действия (Импрегнированные данными антисептиками хирургические нити обладают выраженным антимикробным эффектом в отношении золотистого стафилококка (SA) и эпидермального стафилококка (SE), их метициллин- устойчивых форм (MRSA, MRSE), а также кишечной палочки и клебсиеллы пневмонии)".
Закупка объявлена не на производство шовного материала, а на его поставку.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, участниками закупки могут быть не только производители, а любое лицо с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований подобным образом не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО группа компаний "Архитектура и технологии" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 16.08.2023 N N 050/06/105-30321/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 августа 2023 г. N 050/06/105-30321/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023