Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа Красногорск" (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Красногорский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование сертифицированных средств защиты информации в 2023 году. (извещение N 0848300047223001163 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего извещение о проведении Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 28.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 300 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 10.08.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:
в средствах и системах информатизации;
в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование сертифицированных средств защиты информации в 2023 году.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлена в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Наличие у участника лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации с разрешёнными видами деятельности: - услуги по контролю защищённости конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в средствах и системах информатизации; - услуги по контролю защищённости конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и её модификации в средствах и системах информатизации (на основании пп. 5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п.4 Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"), подтверждающаяся выпиской из реестра лицензий либо копией акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности. . Наличие у участника лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с разрешёнными видами деятельности: - передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации; - передача защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем (на основании пп.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и пунктов 21,22 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)), подтверждающаяся выпиской из реестра лицензий либо копией акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности".
Вместе с тем, в Описании объекта закупки установлен перечень услуг, оказываемых в рамках исполнения контракта:
N п/п |
Наименование оказываемых услуг |
Объём оказываемых услуг (усл. ед.) |
1. |
Передача прав на использование сертифицированных СЗИ |
В соответствии с Приложением N1 к настоящему техническому заданию |
2. |
Передача прав на использование программного обеспечения |
В соответствии с Приложением N1 к настоящему техническому заданию |
3. |
Передача дистрибутива сертифицированных СЗИ |
В соответствии с Приложением N1 к настоящему техническому заданию |
При этом, в Приложении N1 к Техническому заданию установлена "СПЕЦИФИКАЦИЯ" средств защиты информации и программного обеспечения, содержащая в том числе следующее:
"АПКШ "Континент" 3.9. Криптошлюз. Платформа IPCR50. KC3, HSEC-3.9-IPCR50-FW-KC3-SP1Y
Право на обновление Средства защиты информации Secret Net Studio 8, SNS-8.x-RN-SP1Y
Дистрибутив Средства защиты информации Secret Net Studio 8
Ключ активации сервиса прямой технической поддержки уровня "Стандартный" для СЗИ Secret Net Studio 8, SNS-8.x-BL3-NS-SP1Y
Право на обновление Средства защиты информации Secret Net LSP, SNLSP1.x-RN-SP1Y
Сертифицированное Средство защиты информации Secret Net Studio LSP, SNLSP1^-C-Disk
Право на использование КИТ-Журнал. Ведение журналов учета в электронном виде, серверная часть + 1 клиентская лицензия
Право на использование АПКШ "Континент" 3.9. ЦУС (1 дополнительное подключение КШ/КК/ДА к ЦУС), HSEC-3.9-CM-lic [1-49]".
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии лицензии ФСТЭК России ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 16.08.2023 N 050/06/105-29921/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 августа 2023 г. N 050/06/105-29921/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023