Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов (Лот 42) (извещение N 0148200005423000530 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 14.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 150 587 308,18 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 25.08.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом размещена информация в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что в составе извещения о проведении Конкурса размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее, в том числе следующее:
"Используемый метод определения НМЦК, обоснование его применения:
Для определения НМЦК использован иной метод.
В соответствии с ч. 12 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае невозможности применения закупки, заказчик вправе использовать иные методы определения НМЦК.
Определение стоимости комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов выполнено путем составления сметного расчета составленного по НБ:"ТЭСНиТЕРэ-01-2001 для Московской области и изм. (2016 г.)", в базисных ценах на 01.01.2000 и текущих ценах на 4 квартал 2020 года "ТЕР-2001 Московской области с доп. и изм. 4 (приказы Минстроя России NN 253/пр-264/пр)", с применение норм времени из Приказа Министерства транспорта РФ от 4 декабря 2013 г. N 423 "Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог, на территории Московской области" с применением индексов пересчета стоимости в текущие цены ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" на 06.2023 года. Накладные расходы и сметная прибыль определены в соответствии с МДС 81-25.2001 и Методикой по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденными Приказом Минстроя России N 812/пр от 21.12.2020 года и Постановлением Госстроя России от 28 февраля 2001 года N 15, с учетом Письма N АП-5536/06 Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004".
Кроме того, в составе извещения о проведении Конкурса установлено "Обоснование невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ".
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя в отношении порядка и обоснования НМЦК не подлежит рассмотрению.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте Конкурс проводится в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с разделом 4 Приложения N 5 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"В рамках исполнения контракта Подрядчик на постоянной основе выполняет обследование сети в соответствии с требованиями, указанными в Разделе 4 настоящего Описания объекта закупки (далее - инспектирование). Инспектирование выполняется с целью выявления дефектов, возникающих в процессе эксплуатации Объектов, оперативного информирования Заказчика о таких дефектах, а также принятию своевременных мер для их устранения. Перечень дефектов, подлежащих инспектированию, указан в таблице 2 Приложения N 6 к Описанию объекта закупки. Инспектирование выполняется Подрядчиком с использованием информационной системы "Система контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры" (далее - СКПДИ).
Контроль за периодичностью проведения Подрядчиком обследований в соответствии с требованиями настоящего Описания объекта закупки осуществляется Заказчиком с использованием СКПДИ.
1. Выполнение регламентных работ в зимний и летний период содержания:
С целью обеспечения установленных требований к качеству содержания автомобильных дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и требованиями, установленными настоящим описанием объекта закупки Подрядчик выполняет работы, указанные в Приложении N6 к Контракту на основании Задания оформленного в соответствии с Приложением N 5 к Описанию объекта закупки "Задание на выполнение работ". Оформленное Заказчиком Задание направляется Подрядчику посредством СКПДИ и на бумажном носителе. Датой и временем получения Задания (заявки) Подрядчиком считаются данные, зафиксированные в СКПДИ.
Порядок выполнения работ определяется транспортно-эксплуатационным состоянием Объектов, погодными условиями (наличием осадков) и другой производственной необходимостью.*
2. Выполнение внерегламентных работ:
Выполнение Подрядчиком внерегламентных работ, указанных в Приложении N6 к Контракту осуществляется на основании Задания (заявки) оформленного в соответствии с Приложением N 5 к Описанию объекта закупки "Задание на выполнение работ", подготовленного Заказчиком по результатам инспектирования Подрядчиком Объектов, их транспортно-эксплуатационного состояния и другой необходимости Заказчика для выполнения данных работ.
Задание (заявка) должно быть направлено Подрядчику посредством электронной почты, СКПДИ и/или системы ПИК ЕАСУЗ".
Заказчиком в составе извещения о проведении Конкурса размещена Сметная документация, которая содержит сметные расчеты в Приложении N 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 на регламентные и внерегламентные работы.
В приложении N 2 к контракту Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Период направления заявок: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 30.06.2024 (МСК);
Срок начала выполнения работ Подрядчиком**: Дата направления заявки;
Срок окончания выполнения работ Подрядчиком**: Указывается в заявке".
Кроме того, Заказчиком в разделе 7 Приложения N 5 к Описанию объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Срок выполнения работ в соответствии с подпунктом 1.1. "Обязательства по выполнению работ" приложения 2 к контракту.
Этапы выполнения работ указаны в Приложении N11 к Описанию объекта закупки "Сезонность работ".
Этапы выполнения работ указаны в Приложении N11 к Описанию объекта закупки "Сезонность работ".
Задание (заявка) должно быть направлено Подрядчику посредством электронной почты, СКПДИ или системы ПИК ЕАСУЗ.
Порядок направления задания (заявки):
Заказчик в лице сотрудника Управления содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений ГБУ МО "Мосавтодор" с электронной почты, указанной в контракте в разделе реквизиты Заказчика или с электронной почты Управления содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений sod_mosavtodor@mail.ru, направляет скан-образ подписанного задания (заявки) на электронную почту Подрядчика, указанную в контракте в разделе реквизиты Подрядчика. Направляемое письмо по электронной почте должно содержать уведомление о получении, соответствующее уведомление с сервера электронной почты является надлежащим подтверждением получения заявки Подрядчиком.
В случае получения задания (заявки) до 15:00 Подрядчик до 23:59 того же дня обязан направить Заказчику ответное письмо по электронной почте с уведомлением о том, что задание (заявка) принята в работу.
В случае получения задания (заявки) после 15:00 Подрядчик до 12:00 следующего дня обязан направить Заказчику ответное письмо по электронной почте с уведомлением о том, что задание (заявка) принята в работу.
Минимальный срок выполнение работ 1 день с даты получения Задания (заявки), максимальный срок выполнения работ устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
В переходные периоды март-апрель и октябрь-ноябрь допускается совместное выполнение летних и зимних регламентных работ".
Изучив положения извещения о проведении Конкурса, а также документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, поскольку в документах, размещённых в составе извещения о проведении Конкурса не установлен максимальный и минимальный объем работ, который может быть указан в заявке, а также количество заявок, которое может направляться в определенный период времени, что противоречит требования Закона о контрактной системе.
Кроме того, допущенные нарушения в приложении 2 к контракту и Описании объекта закупки влияют на порядок исполнения обязательств по контракту, могут быть применены не в равной степени ко всем участникам закупки.
При этом, представителем Заказчика, Уполномоченного органа не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.08.2023 N 050/06/105-30946/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 августа 2023 г. N 050/06/105-30946/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023