Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.08.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
К. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Д., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 2,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский онкологический диспансер":
- Д., действующая на основании доверенности от 16.08.2023 года б/н,
- С., действующий на основании доверенности от 16.08.2023 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы - Гришина Анатолия Александровича (далее - ИП Гришин А.А.),
в рассмотрении жалобы ИП Гришина А.А. объявлялся перерыв до 17.08.2023
года 16 часов 00 минут (время местное) в связи с необходимостью дополнительного изучения материалов жалобы N 017/06/105-84/2023,
рассмотрев жалобу (вх. N 3087-ЭП/23 от 11.08.2023 года) ИП Гришина А.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880 на приобретение ИМН (Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) для нужд ГБУЗ "Ресонкодиспансер" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП Гришина А.А. в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского изделия.
До рассмотрения жалобы ИП Гришина А.А. в адрес Тывинского УФАС России поступило возражение заказчика (вх. N 3133-ЭП/23 от 16.08.2023 года), согласно которому наличие у медицинского изделия пальпоторных бугорков связано с потребностью заказчика.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали письменное возражение в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа поддержала пояснений представителей заказчика.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880 на приобретение ИМН (Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) для нужд ГБУЗ "Ресонкодиспансер", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несет заказчик.
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.08.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880 на приобретение ИМН (Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) для нужд ГБУЗ "Ресонкодиспансер", начальная (максимальная) цена контракта - 5 560 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Описание объекта закупки (техническое задание) с указанием функциональных, технических и качественных характеристик медицинского изделия (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880, в том числе, заказчиком установлено требование о наличии у медицинского изделия пальпаторных бугорков на поверхности силиконовой мембраны.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Как указано выше, постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2.1 Порядка заявка на закупку - это сформированный в РКС электронный документ, содержащий разработанные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя); РКС - это региональная информационная система "Управление государственными закупками Республики Тыва", интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок.
Подпунктом 3 пункта 3.3 Правил предусмотрено, что заявка на закупку должна содержать сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, при закупке медицинского оборудования (изделия) заказчик обязан обосновать наличие на рынке не менее двух моделей (марок) оборудования (изделия) разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования заказчика.
При этом, такое обоснование должно быть мотивированным и основываться на соответствующих доказательствах, поскольку как указано выше, заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
Вместе с тем, в силу пункта 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В материалы жалобы N 017/06/105-84/2023 уполномоченным органом представлена сравнительная характеристика заказчика медицинских изделий PowerPort isp M.R.I (США), Titanium port (Аргентина), Mederen (Израиль), PFM (Швейцария) и B.Braum (Франция).
По результатам изучения сравнительной характеристики заказчика Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что по показателю "наличие пальпаторных бугорков на поверхности силиконовой мембраны" и иным характеристикам соответствует только медицинское изделие PowerPort isp M.R.I (США).
Кроме того, Тывинским УФАС России от заказчика запрошена информация о не менее двух производителях медицинского изделия с указанием положений на инструкцию по использованию медицинского изделия или на иной документ, в котором указаны технические характеристики медицинского изделия, с приложением указанных документов соответствующих описанию объекту закупки (письмо от 11.08.2023 года N ФХ/2765/23).
Заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-84/2023 представлены документы, подтверждающие соответствие только медицинского изделия PowerPort isp M.R.I (США) характеристикам, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880.
Более того, из возражения заказчика следует, что заказчиком фактически закупается конкретное медицинское изделие производства PowerPort isp M.R.I (США).
В свою очередь, заказчик не доказал наличие специфики использования медицинского изделия по сравнению с аналогичными медицинскими изделиями других производителей, а также не доказал, что медицинские изделия других производителей не могут выполнить необходимые заказчику функции, в том числе, по показателю "наличие пальпаторных бугорков на поверхности силиконовой мембраны".
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России по результатам изучения информации, размещенной в государственном реестре медицинских изделий www.roszdravnadzor.gov.ru, установлено, что на рынке имеются и иные медицинские изделия (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый), в том числе, российского происхождения (в частности, производитель ООО "ТитанБио" (Россия, г. Пермь), регистрационное удостоверение от 17.11.2020 года N РЗН 2019/8121) и тд.
При таких обстоятельствах, а также учитывая наличие обязанности заказчика при закупке медицинского изделия составлять сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) изделия разных производителей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880 включены требования к закупаемому товару, свидетельствующие о единственном производителе медицинского изделия (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) PowerPort isp M.R.I (США), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП Гришина А.А. о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского изделия, является обоснованным.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Гришина Анатолия Александровича обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский онкологический диспансер" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823002880 требований к товару ограничивающих количество участников закупки.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканский онкологический диспансер", оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виннового должностного лица.
Председатель Комиссии |
Х. |
|
Члены Комиссии |
|
О. |
|
|
К. |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 22 августа 2023 г. N 017/06/105-84/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023