Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" о включении ООО "МЕДИАНА" в реестр недобросовестных
поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300065623000198 "Поставка чашек биологических (Петри)".
УСТАНОВИЛА:
21.08.2023 ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "МЕДИАНА" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300065623000198 "Поставка чашек биологических (Петри)" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
24.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360300065623000198 "Поставка чашек биологических (Петри)".
Заказчиком Аукциона является ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 77 330,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2023 NИЭА1 ООО "МЕДИАНА" (далее Подрядчик, Общество) признано победителем Аукциона.
20.06.2023 между ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" и ООО "МЕДИАНА" заключен контракт N 198 на поставку чашек биологических (Петри) для нужд государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Балашовская районная больница".
В соответствии с п. 1.1 Контракта предметом Контракта является поставка чашек биологических (Петри) (далее - Товар) для нужд Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Пунктом 1.4 Контракта установлен срок поставки Товара: с даты заключения Контракта по 30.06.2023 г. (включительно), в один этап.
В соответствии с п. 13.2. Контракта срок исполнения контракта: с даты заключения Контракта по 28.07.2023.
Согласно п. 4.1.1. Контракта Поставщик обязан поставить Товар, указанный в пункте 1.1. Контракта надлежащего качества в соответствии со Спецификацией к Контракту и не позднее срока поставки, указанного в п.1.4. Контракта.
Согласно п. 13.2. Контракта срок исполнения контракта - с даты заключения Контракта по 28.07.2023 г.
Пунктом 13.3. Контракта установлено, что Контракт действует до момента окончания исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом
Пунктом 4.1.5. предусмотрено, что Поставщик обязан незамедлительно информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 8.6. Контракта при исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте
Пунктом 8.7. Контракта предусмотрено расторжение Контракта по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 8.8. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству Товара, аименно обнаружения Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика одоукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
07.08.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 07.08.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 07.08.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 18.08.2023.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе было принято в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных Контрактом.
После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ООО "Медиана" 14.08.2023 был поставлен товар по товарной накладной N 1338 от 10.08.2023 на сумму 59 796,23 руб.
14.08.2023 Заказчиком был отправлен мотивированный отказ от приемки товара исх. N2338. Размещен в ЕИС и направлен на электронную почту поставщику.
15.08.2023 исх. N 226 (вх. N 2122 от 15.08.2023) в адрес ГУЗ СО "Балашовская РБ" поступило письменное обращение ООО "Медиана" о поставке товара.
18.08.2023 исх. N 2411 ГУЗ СО "Балашовская РБ" был дан письменный ответ о правомерном принятии решения об одностороннем отказе и возврате поставленного товара.
22.08.2023 исх. N 48 (вх. N2168 от 22.08.2023) в адрес ГУЗ СО "Балашовская РБ" повторное поступило письменное обращение ООО "Медиана" о поставке товара и об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.08.2023 исх. N2485 ГУЗ СО "Балашовская РБ" был дан письменный ответ о невозможности принять товар ввиду окончания срока действия Контракта.
Из пояснений представителя Общества следует, что поставка товара по Контракту в установленный Контрактом срок стала невозможной по причине задержки отгрузки товара со стороны производителя, что подтверждается информационным письмом исх. N б/н от 03.07.2023.
В течение срока действия Контракта Общество уведомило Заказчика о том, что поставка товара задерживается, что подтверждается гарантийным письмом исх. 3 37 от 07.07.2023.
Также, Общество 26.06.2023 поставило Заказчику товар в количестве 57 шт, что подтверждается документом о приемке N 1339. Данный товар Заказчик принял.
Кроме того, Общество 13.08.2023 также предоставило Заказчику товар в количестве 943 шт, который Заказчик не принял, направил мотивированный отказ в приемке по причине истечения срока действия контракта.
При рассмотрении информации установлено, что товар был поставлен Заказчику с нарушениями сроков по Контракту, однако до вступления решения об одностороннем отказе в законную силу.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик в случае поставки товара надлежащего качества был обязан отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принять товар.
Кроме того, в соответствии с Контрактом истечение срока исполнения Поставщиком своих обязательств по поставке товара не прекращает соответствующие обязательства Поставщика, если только Заказчик не заявил об отказе от приемки товара вследствие утраты интереса к поставке. Такого отказа Заказчиком заявлено не было.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "МЕДИАНА" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "МЕДИАНА" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ГУЗ СО "БАЛАШОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", в отношении ООО "МЕДИАНА" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 августа 2023 г. N 64-240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023