Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА" о включении ООО "ВАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300297823000003 "Работы по текущему ремонту кровли" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
22.08.2023 МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ВАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300297823000003 "Работы по текущему ремонту кровли" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона
N 0360300297823000003 "Работы по текущему ремонту кровли".
Заказчиком Аукциона является МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 575 914,40 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 NИЭА1 ООО "ВАНТ" (далее Общество, Исполнитель) признано победителем Аукциона.
28.02.2023 МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА" и ООО "ВАНТ" заключен контракт N 1А на проведение текущего ремонта кровли.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по текущему ремонту кровли (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 2.3. Контракта Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с 01.05.2023 года и завершить работы в полном объеме не позднее 31.07.2023 года.
Пунктом 7.1. Контракта установлено, что все споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением настоящего Контракта, его изменением, расторжением или признанием недействительным, Стороны будут стремиться решить путем переговоров, а достигнутые договоренности оформлять в виде дополнительных соглашений, протоколов или иных документов, подписанных Сторонами и скрепленных печатями.
По состоянию на 07.08.2023 обязательства по Контракту ООО "ВАНТ" не исполнены в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.7 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
07.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком условий Контракта.
07.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 07.08.2023.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 18.08.2023.
Также, в связи с тем, что по состоянию на 01.08.2023 работы не были выполнены, Заказчик направил Обществу письмо с требованием завершить выполнение работ, предусмотренные контрактом в течение трех рабочих дней.
Кроме того, Заказчиком с привлечением ООО "Экспертстрой" был проведен строительный контроль объекта.
Так, из выводов произведенного строительного контроля от 31.07.2023 следует, что выполненный объем работ по демонтажу кровельного покрытия, демонтажу цементно-песчаной стяжки считается удовлетворительным.
В соответствии с выводами строительного контроля от 07.08.2023 выполненный объем работ по демонтажу кровельного покрытия, демонтажу цементно-песчаной стяжки считается удовлетворительным. Работы по кирпичной кладке карниза выполнены частично, отсутствует защитный слой на кирпичной кладке карниза из цементно-песчаной стяжки.
Согласно выводами строительного контроля от 16.08.2023 выполненный объем работ по демонтажу кровельного покрытия, демонтажу цементно-песчаной стяжки, устройство выравнивающейся стяжки, грунтовки основания, считается удовлетворительным. Работы по кирпичной кладке карниза выполнены частично, отсутствует защитный слой на кирпичной кладке карниза из цементно-песчаной стяжки.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика
(подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения информации не были представлены сведения об уведомлении ООО "Экспертстрой" подрядчика о допустимости участия ООО "Экспертстрой" в проведении экспертизы, что не соответствует ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Общества, площадка для производства работ Заказчиком не была передана Подрядчику т.к. на кровле находилось антеннофидерное устройство, принадлежащее ПАО "МТС".
ПАО МТС обязалось освободить кровлю в срок до 15.05.2023, что подтверждается письмом от Заказчика N215 от 28.04.2023. Антенно-фидерное устройство было демонтировано только 30.05.2023.
На рассмотрении информации представители Общества пояснили, что начать выполнение демонтажных работ на крыше не представлялось возможным, поскольку антенно-фидерное устройство занимало значительную часть крыши, оборудование находилось под высоким напряжением.
Таким образом, с 01.05.2023 по 31.05.2023 Общество не могло начать работы по независящим от него обстоятельствам.
После демонтажа антенного устройства 01.06.2023 ООО "Вант" приступило к выполнению работ по ремонту кирпичной кладки парапета и карнизной части, осуществило завоз строительных материалов. Также письмом N48 от 01.06.2023 Подрядчик просит продлить срок выполнения работ на 1 месяц, из-за упущенной возможности выполнять работы в промежутке с 01.05.2023 по 30.05.2023. На данное письмо ответа от Заказчика не поступило.
Локальным сметным расчетом для устройства нижнего пароизоляционного слоя был предусмотрен материал Технониколь Барьер ЭПС.
В связи с тем, что данный материал снят с производства ООО "Вант" предложил аналог с улучшенными характеристиками: БРИТ Премиум ЭПП письмом N55 от 26.06.2023. Согласование материала продлилось 11 дней. В итоге предложенный материал был согласован только 06.07.2023.
В ходе выполнения работ по демонтажу кровельного покрытия, стяжки и керамзитной засыпки были обнаружены значительные перепады высот плит покрытия относительно друг друга (около 20 см) в разных местах кровли, также отсутствует зачеканка швов между плитами.
В соответствии со СП 71.13330.2017(изоляционные и отделочные покрытия) требования к основанию под кровлю к несущим железобетонным плитам следующее: Отклонение поверхности основания вдоль уклона и на горизонтальной поверхности +/- 5 мм; поперек уклона и на вертикальной поверхности +/-10 мм.
Согласно пояснениям Общества, в локальном сметном расчете предусмотрена выравнивающая стяжка толщиной 20 мм. Данные виды работ не позволяют выровнять поверхность с перепадами в 200 мм с помощью выравнивающей стяжки в 20 мм.
14.07.2023 письмом N 68 Заказчик был уведомлен о возникшей необходимости в дополнительных работах непредусмотренных локальным сметным расчетом.
17.07.2023 письмом ООО "Вант" предложил выполнить работы по заделке межпанельных швов, а также выравниванию плоскости основания кровли отсыпкой ранее разобранным слоем керамзита с проливкой цементным раствором
("молочком").
Подрядчик направил локальный сметный расчет на сумму 126 217,02 рублей на дополнительные работы.
Заказчик не предпринял мер по устранению обнаруженных Подрядчиком не учтенных в технической документации работ.
Заказчик в письме N 274 от 17.07.2023 сообщает об отсутствии оснований для согласования проведения дополнительных работ.
19.07.2023 письмом N73 ООО "Вант" приостанавливает работу до получения указаний от Заказчика.
26.07.2023 письмом N79 ООО "Вант" принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невозможностью качественно выполнить работы по текущему ремонту кровли по адресу: Саратовская область, Гагаринский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Базарная, д.8 в соответствии со СНиПами и другими действующими нормативными документами и надлежащим образом уведомил об этом Заказчика в соответствии с п. 8.6 контракта N 1 А:
Также, согласно с п. 7.2 Контракта в случае не разрешения разногласий мирным путем, осуществляется претензионный порядок рассмотрения спора между Сторонами. Претензия должна быть рассмотрена и по ней дан ответ в течение 15 дней с момента получения.
Заказчиком претензии о неисполнении ООО "ВАНТ" условий контракта не направлялись.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России также установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единойинформационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднееодного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта всоответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в извещении, а также в проекте Контракта, а в последующем в самом Контракте указаны положения об одностороннем отказе Поставщика без учета положений Закона о контрактной системе, вступивших в силу 02.07.2021, в соответствии с которыми надлежащим уведомлением об одностороннем отказе Поставщика является размещенное в ЕИС решение, что противоречит ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
При этом Общество действовало в соответствии с положениями Контракта и не направило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством ЕИС.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ВАНТ" не имело намерений на уклонение от исполнения контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "ВАНТ" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "ВАНТ" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА", в отношении ООО "ВАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика МКУ "ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА" нарушение ч. 20.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 августа 2023 г. N 64-244
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023