Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова" <_>, доверенность от 17.05.2023, в отсутствие гр. Сысоева К.В., уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу <_> (далее - Заявитель) (вх. от 22.08.2023 N 2981-эп/23) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт по изготовлению, демонтажу, монтажу и отделке окон ПВХ, закладки оконных проемов в здании главного корпуса "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова", Республика Бурятия, Улан-Удэ, Пушкина, д.8, номер извещения - 0302100013323000015 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Просит приостановить закупку, провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Заказчик представил письменные пояснения, с доводами не согласен и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
14.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Аукциона N 0302100013323000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 677 553,92 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе одновременно с требованием об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Часть 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) устанавливает, что в случае, если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Проанализировав извещение об осуществлении закупки, Комиссия установила, что Заказчиком установлены требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требование к участникам закупок в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571.
Таким образом, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика на установление требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вне зависимости от случая направления обращения о включении сведений в указанный реестр, по которому сведения об участнике закупке были включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом норма, закрепленная в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 2571, вменяет заказчику обязанность установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера, что является одним из частных случаев включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и охватывается общим требованием, предусмотренным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия не может согласиться с указанным доводом жалобы ввиду того, что подпункт "б" пункта 1 Постановления N 2571 вменяет заказчикам обязанность в определенных случаях устанавливать рассматриваемое требование, но не ограничивает их в праве устанавливать такие требования в иных случаях. При этом, реализуя свои права, заказчику надлежит соблюдать принципы контрактной системы, в том числе принцип, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе о недопущении ограничения числа участников.
Таким образом, довод в указанной части признается необоснованным.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в части опыта выполнения работ согласно позиции 15 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и инструкция по ее заполнению" содержится требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, если иное не предусмотрено Законом:
в соответствии с позицией 15 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571:
- копия исполненного договора*(1), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 настоящего закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N2571.
Пунктом 10 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено:
Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт по изготовлению, демонтажу, монтажу и отделке окон ПВХ, закладки оконных проемов в здании главного корпуса "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова", с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 677 553,92 рублей.
Установленное Заказчиком требование по пункту 15 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" является неправомерным, так как объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн. рублей, дополнительное требование к участникам закупки к наличию опыта работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, не устанавливается.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, довод заявителя в указанной части признается обоснованным.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0302100013323000015 от 23.08.2023 на участие в Аукционе подано 6 заявок, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения. Заявки участников не отклонялись по основанию непредставления информации согласно Постановлению N 2571.
Поскольку выявленное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), все заявки на участие в Аукционе признаны соответствующими, произошло значительное снижение цены контракта, комиссия приходит к выводу предписание заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу <_> частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова" нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдача предписания нецелесообразна, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
4. Направить материалы уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по статье 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: <_>
<_>
-------------------------------------------
*(1) Таким договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 28 августа 2023 г. N 003/06/31-641/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023