Резолютивная часть объявлена 24 августа 2023 года
Изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N300/23 от 28.07.2023 г., приказа врио руководителя Курского УФАС России N325/23 от 15.08.2023 г. в период с 31.07.2023 г. по 25.08.2023 г. (включительно), Инспекцией Курского УФАС России в составе:
_
проведена внеплановая проверка действий заказчика - областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченного органа - Министерства имущества Курской области при проведении электронного аукциона N0144200002423000059 на "Поставка медицинских изделий - наборов компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации" на соответствие требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Основание для проведении внеплановой проверки - обращение Союза добросовестных поставщиков товаров, работ и услуг для государственных, муниципальных и коммерческих нужд (далее - Союз добросовестных поставщиков) (вх. N3502/23 от 07.07.2023).
Заседание Инспекции по рассмотрению обращения Союза добросовестных поставщиков было назначено на 11.08.2023 в 12 часов 00 минут (Уведомление Курского УФАС России NМВ/2632/23 от 28.07.2023).
В ходе рассмотрения 11.08.2023 обращения Союза добросовестных поставщиков, в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для проведения внеплановой проверки действий заказчика - ОБУЗ "КОМКБ", уполномоченного органа - Министерства имущества Курской области, Инспекцией Курского УФАС России принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 10 рабочих дней (приказ Курского УФАС России N325/23 от 15.08.2023 г.).
Информация о продлении срока проведения внеплановой проверки размещена в Единой информационной системе. Заседание Инспекции назначено на 24 августа 2023 года в 11 часов 00 минут.
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4444475679, в отсутствие представителя заказчика - ОБУЗ "КОМКБ", уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в присутствии представителя Союза добросовестных поставщиков _ (по доверенности, личность удостоверена), на заседаниях Инспекции Курского УФАС России 11.08.2023 и 24.08.2023 велась аудиозапись.
В своем письменном обращении "Союз Добросовестных поставщиков" указал на наличие нарушений положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0144200002423000059, а именно:
1) заказчиком в нарушение требований действующего законодательств РФ установлено требование "материал крышки и корпуса не содержащий Бисфенол А" по позициям 1.1.8, 2.1.8, 3.1.8, 4.1.8 при описании объекта закупки;
2) установленные заказчиком показатели по характеристике "объем заполнения полости перфузатора, СМ3; ^МЛ" по позициям 1.1.4, 2.1.4, 3.1.4 при описании объекта закупки противоречат требованиям действующего законодательств РФ;
3) установленные заказчиком показатели по характеристике "коэффициент ультрафильтрации (КУФ), мл/ч мм рт. ст." по позициям 1.1.5, 2.1.5, 3.1.5, 4.1.5, 5.1.5 при описании объекта закупки противоречат требованиям действующего законодательств РФ;
4) заказчиком необоснованно установлено требование "материал магистралей прозрачный, обеспечивает нормальную работу светового и ультразвукового датчиков аппарата "искусственная почка", определяющих наличие крови и воздуха в артериальной и венозной магистралях, не содержат диэтилгексилфталат (DEHP)" по позициям 1.2.8, 2.2.8, 3.2.8, 4.2.8 при описании объекта закупки;
5) установленной заказчиком характеристике "Товар адаптирован к применению на имеющихся у Заказчика аппаратах искусственная почка "Fresenius 5008S" в позиции 5.3 описания объекта закупки соответствует товар только одного производителя - FreseniusMedicalCare.
В ходе проведения внеплановой проверки, представитель заявителя доводы N2, N3 обращения просил оставить без рассмотрения Инспекции Курского УФАС России, в связи с тем, что на момент проведения внеплановой проверки, заказчиком были внесены изменения в описание объекта закупки по позициям 1.1.4, 2.1.4, 3.1.4, 1.1.5, 2.1.5, 3.1.5, 4.1.5, 5.1.5, что подтверждается данными размещенными в ЕИС и не отрицается заказчиком в письменном мотивированном объяснении, представленном в материалы дела (вх. N4048-ЭП/23 от 10.08.2023). Доводы N1, N4-5 обращения представитель заявителя поддержал в полном объеме.
Изучив доводы обращения, Инспекцией Курского УФАС России установлено, что ранее, в Курское УФАС России поступали 2 жалобы ООО "Ростовская ТМК", жалоба ООО "ДИАС МЕДИК", а также обращение Союза добросовестных поставщиков на действия заказчика - ОБУЗ "КОМКБ", уполномоченного органа - Министерства имущества Курской области при проведении того же электронного аукциона N0144200002423000059.
Жалобы и обращение были приняты Курским УФАС России к рассмотрению, по итогам рассмотрения жалоб и обращения и проведения внеплановой проверки Курским УФАС были приняты решения, размещены в ЕИС и направлены по адресам сторон.
Полномочия Курского УФАС России как контрольного органа в сфере закупок при проведении внеплановых проверок определены ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576.
У Инспекции Курского УФАС России полномочия по проведению внеплановой проверки и оценке довода о наличии нарушений ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют.
Рассмотрение обращения заявителя производится в порядке, установленном ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции", в связи с чем внеплановая проверка о наличии нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" Инспекцией при определении заказчиком способа закупки не подлежит рассмотрению по существу.
В пределах, предоставленных Инспекции Курского УФАС России полномочий, на основании документов и сведений, представленных в материалы проверки, установлено следующее.
1. Согласно п. 1 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено Заказчиком в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки).
Так, Заказчиком при описании объекта закупки была использована позиция Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00000663 (Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации).
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 18.04.2011 N АК/14239, ФАС России разъясняет территориальным органам ФАС России, что при определении товарных границ рынка медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа необходимо руководствоваться требованиями к взаимозаменяемости медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа.
Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00000663 "Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации" характеристики для данного товара отсутствуют.
Поскольку характеристики для товара "Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации" отсутствуют в КТРУ, заказчик обязан установить характеристики в соответствии с требованиями к описанию объекта закупки, установленными ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." (п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
Материалами дела подтверждается, что заказчик при описании объекта закупки установил характеристики и их показатели, в т.ч. среди прочих по позициям 1.1.8, 2.1.8, 3.1.8, 4.1.8 установлена характеристика "Материал крышки и корпуса не содержащий Бисфенол А" с показателем "Соответствие".
Письмами ФАС России от 18.04.2011 N АК/14239, от 07.07.2014 N АЦ/27205/14, от 30.01.2020 N АК/6154/20 направлены разъяснения для использования территориальными органами ФАС России при определении товарных границ рынка медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа, которые остаются актуальными по настоящее время. Соответствующие разъяснения не предусматривают возможность указания требований к материалу корпуса и крышки диализатора.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством РФ медицинские изделия регистрируются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на основании актов технических испытаний, оценки безопасности и медицинских испытаний, подтверждающих приемлемость показателей качества, эффективности и безопасности изделия, в связи с чем установление требований к крышке и корпусу расходного материала для гемодиализа не соответствуют положениям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика, уполномоченного органа, установивших вышеуказанное требование к характеристикам закупаемого товара, являются неправомерными.
При таких обстоятельствах, действия заказчика, уполномоченного органа при установлении требования "материал крышки и корпуса не содержащий Бисфенол А" по позициям 1.1.8, 2.1.8, 3.1.8, 4.1.8 при формировании и размещении описания объекта закупки противоречат требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_", в связи с чем, довод обращения N1 нашел подтверждения материалами дела.
Выводы Инспекции Курского УФАС России согласуются с позицией ФАС России, изложенной в письмах NПИ/48464/23 от 20.06.2023, N ДФ/57540/23 от 20.07.2023.
Позиция ФАС России, изложенная в письме от 30.01.2020 N АК/6154/20, была доведена до сведения Курского УФАС России как приложение к письму ФАС России N ДФ/57540/23 от 20.07.2023.
2. При рассмотрении доводов обращения N2, N3 Инспекцией Курского УФАС России, нарушений действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, уполномоченного учреждения не выявлено в связи со следующим.
Как следует из письменного теста обращения, заказчиком при описании объекта закупки по характеристике "объем заполнения полости перфузатора, СМ3; ^МЛ" по позициям 1.1.4, 2.1.4, 3.1.4 установлены показатели " 100,
108,
116"; по характеристике "коэффициент ультрафильтрации (КУФ), мл/ч мм рт. ст." по позициям 1.1.5, 2.1.5, 3.1.5, 4.1.5, 5.1.5 установлены показатели: ""не менее 55 и не более 85", "не менее 74 и не более 97", "не менее 40 и не более 73", "не менее 78 и не более 124", "не менее 87 и не более 114"".
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 18.04.2011 N АК/14239 "в результате анализа ФАС России установил, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров.
По коэффициенту ультрафильтрации (КУФ):
- признать взаимозаменяемыми все низкопоточные диализаторы с КУФ менее 20 мл на 1 мм рт. ст. в час;
- признать взаимозаменяемыми все среднепоточные диализаторы с КУФ от 20 до 40 мл на 1 мм рт. ст. в час;
- признать взаимозаменяемыми все высокопоточные диализторы с КУФ более 40 мл на 1 мм рт. ст. в час.
При этом низкопоточные, среднепоточные и высокопоточные диализаторы не являются взаимозаменяемыми между собой.
По объему заполнения признаются взаимозаменяемыми все диализаторы от 100 мл. и более. Диализаторы с объемом заполнения до 100 мл. применяются в педиатрии и не взаимозаменяемы с диализаторами с объемом заполнения более 100 мл".
В то же время, как подтверждается материалами дела, заказчиком в описании объекта закупки указаны иные показатели, отличные от указанных заявителем в обращении:
- по характеристике "объем заполнения полости перфузатора, СМ3; ^МЛ" по позициям 1.1.4, 2.1.4, 3.1.4 установлен показатель " 100";
- по характеристике "коэффициент ультрафильтрации (КУФ), мл/ч мм рт. ст." по позициям 1.1.5, 2.1.5, 3.1.5, 4.1.5, 5.1.5 установлен показатель: " 40".
При таких обстоятельствах, значение показателей по характеристикам "Объем заполнения полости перфузата, СМ3; ^МЛ" и "Коэффициент ультрафильтрации (КУФ), мл/ч мм рт.ст" установлены заказчиком в пределах диапазонов, определенных в письмах ФАС России (от 18.04.2011 N АК/14239, от 07.07.2014 NАЦ/27205/14).
3. Относительно доводов обращения N4, N5 Инспекцией Курского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком по позициям 1.2.8, 2.2.8, 3.2.8, 4.2.8 Описания объекта закупки извещения об осуществлении закупки установлена характеристика "Материал магистралей прозрачный, обеспечивает нормальную работу светового и ультразвукового датчиков аппарата "искусственная почка", определяющих наличие крови и воздуха в артериальной и венозной магистралях, не содержат диэтилгексилфталат (DEHP)" с показателем "наличие", в позиции 5.3 установлена характеристика "Товар адаптирован к применению на имеющихся у Заказчика аппаратах искусственная почка "Fresenius 5008S" с показателем "соответствие".
При описании объекта закупки по позициям 1.2.8, 2.2.8, 3.2.8, 4.2.8 в рассматриваемой закупке заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Установленные Заказчиком в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не противоречат правилам описания объекта закупки установленным ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку медицинских изделий - наборов компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Заявителем в материалы дела не представлено документов и сведений, однозначно подтверждающих обоснованность доводов N4, N5.
Заказчик вправе включить в извещение о закупке такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Учитывая изложенное, доводы жалобы заявителя N4, N5 не нашли подтверждения материалами дела.
При таких обстоятельствах, Инспекцией Курского УФАС России при проведении внеплановой проверки в рамках полномочий, предоставленных ст. 99 ФЗ "О контрактной системе_", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, нашли подтверждение доводы обращения в части нарушения заказчиком, уполномоченным органом требований п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_".
Выявленные в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...", являются существенными, вместе с тем, предписание об устранении нарушений не выдается, в связи с заключением по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N0144200002423000059) государственного контракта.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченный орган - Министерство имущества Курской области в части нарушившими требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N0144200002423000059 на "Поставку медицинских изделий - наборов компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации".
2. Предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." не выдавать, в связи с заключением по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N0144200002423000059) государственного контракта.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023