Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N4" (далее - Заказчик):
ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21283-ЭП/23 от 18.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений поликлинического отделения для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (извещение N 0172200002322000219),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга 15.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений поликлинического отделения для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (извещение N 0172200002322000219) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 541 238,22 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛИДЕРСТРОЙ", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 42 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" заключен государственный контракт N 017220000232200021901 от 11.01.2023 на сумму 4 373 917,42 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
11.4.1. Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
11.4.2. Во время выполнения Работы становится очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, при этом односторонний отказ от исполнения Контракта допускается в случае невыполнения Подрядчиком в разумной срок, назначенный Заказчиком, требования Заказчика об устранении недостатков;
11.4.3. Отступления в Работе от условий Контракта или иные недостатки результата Работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛИДЕРСТРОЙ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в порядке и на условиях, установленных Контрактом, Технической документацией, являющейся Приложением N 1 к Контракту, по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по ремонту помещений поликлинического отделения для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Наличная, дом 19 (далее - Объект) в объеме, установленном Дефектной ведомостью, являющейся Приложением N 1 к Технической документации, в соответствии с Локальным сметным расчетом, являющимся Приложением N 2 к Технической документации (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 4.3.1 Контракта начало выполнения Работ - с момента подписания Заказчиком. Подрядчиком и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Василеостровского района" Акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать Объект Подрядчику по Акту передачи объекта для выполнения работ, а Подрядчик обязан принять Объект и подписать Акт передачи объекта для выполнения работ не позднее 3-х календарных дней со дня заключения Контракта.
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан сторонами Контракта 13.01.2023.
Согласно п. 4.3.4 Контракта окончание выполнения Работ - через 6 (шесть) месяцев с момента начала выполнения Работ.
Соответственно Подрядчик должен был закончить Работы и сдать их Заказчику не позднее 13.07.2023.
13.07.2023 составлен Акт N 1 о нарушении сроков производства работ (далее - Акт).
По состоянию на 13.07.2032 Работы Участником были выполнены не в полном объеме согласно сметной документации, а именно:
1. Не выполнена установка блоков внутренних в дверных проемах;
2. Не выполнена окраска стен;
3. Не выполнена установка потолков;
4. Не выполнено устройство напольных покрытий;
5. Не выполнено ограждение лестницы.
Указанный Акт составлен в присутствии генерального директора ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" Иванищева Ю.М. От подписания Акта Иванищев Ю.М. отказался, о чем составлен Акт об отказе от подписания Акта о нарушении сроков производства работ.
01.08.2023 в адрес Участника было направлено письмо о необходимости завершения Работ по Контракту.
Датой окончания выполнения Работ считается дата подписания акта о приемке выполненных работ ответственными представителями сторон Контракта и СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Василеостровского района".
По состоянию на 07.08.2023 указанный акт не подписан, Работы для приемки Участником предъявлены Заказчику не были.
В связи с вышеизложенным на основании п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.08.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика необоснованным в силу следующих обстоятельств:
В отношении основания по п. 11.4.2 Контракта - "Во время выполнения Работы становится очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, при этом односторонний отказ от исполнения Контракта допускается в случае невыполнения Подрядчиком в разумной срок, назначенный Заказчиком, требования Заказчика об устранении недостатков".
Акт передачи объекта для выполнения работ действительно был подписан сторонами Контракта 13.01.2023, однако фактической датой передачи Объекта ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" является 26.05.2023. До указанной даты ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" не могло приступить к выполнению принятых на себя обязательств по укладке плитки пола 1 этажа по причине ненадлежащего выполнения предыдущим исполнителем работ по устройству стяжек пола 1 этажа (установленных в следующих нормативных документах: СП 29.13330.2011.). Также ненадлежащим образом иным исполнителем были выполнены штукатурные работы стен 1 этажа (установленных в следующих нормативных документах СП 71.13330.2017). При простукивании штукатурки было обнаружено что она издает характерный приглушенный звук, звук пустоты, что свидетельствовало об отсутствии "монолита", нет связки между основой, на которую наносилась штукатурка и самим раствором (штукатурным), имелись отслоения и трещины, что не позволило ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" приступить к дальнейшим работам по укладке плитки.
Своевременно и неоднократно Участником были письменно доведены до Заказчика сведения, в том числе в обращениях исх. N 1603 от 16.03.2023, исх. N 1004 от 10.04.2023, исх. N 1005 от 17.05.2023. Вся переписка в рамках Контракта направлялась Участником по адресу электронной почты, указанному в разделе 15 Контракта, - p4_zdrav@mail.ru.
Кроме того, по словам представителя Участника не были завершены работы по облицовке стен панелями СМЛ предыдущим подрядчиком, что делало невозможным выполнять Работы согласно Контракту.
Представитель Участника считает, что описанные выше обстоятельства, препятствующие ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" приступить к выполнению Работ на Объекте, повлекли за собой увеличение сроков выполнения Работ по Контракту.
Также представитель Участника сообщил, что ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" предлагало Заказчику заключить дополнительное соглашение об изменении сроков выполнения Работ по Контракту ввиду срыва графика производства работ по обстоятельствам, не зависящим от ООО "ЛИДЕРСТРОЙ". Более того, ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" 28.06.2023 исх. N 28-06/23 Заказчику было направлено письмо о том, что третьим лицом было разрушено крыльцо основного главного хода, через который осуществлялся доступ к месту производства Работ. На протяжении нескольких недель Работы по заливке временного переходного мостика для безопасного и удобного перехода работников не произвели, тем самым создали дополнительные стесненные условия труда. Также Участник напоминал Заказчику, что совместно с отделочными работами ведутся инженерные работы по укладке электрического кабеля и систем вентиляции (прокладка воздуховодов) - алмазное бурение стен, что делало невозможным выполнять ряд работ по внутренней отделке стен панелями CMJI и монтажу, устройству подвесных потолков Армстронг, что также повлияло на изменение графика производства работ согласно Контракта. Вместе с тем 13.07.2023 представителем Заказчика был составлен Акт N 1 о нарушении сроков производства работ без присутствия представителя ООО "ЛИДЕРСТРОЙ". Фактически Акт позднее был предъявлен непосредственно генеральному директору ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" для подписания. Однако Подрядчик не мог согласиться, что по вине ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" нарушены сроки выполнения Работ по Контракту, поэтому от подписания данного Акта отказался.
В отношении основания по п. 11.4.3. Контракта - "Отступления в Работе от условий Контракта или иные недостатки результата Работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми".
При этом представитель Участника отметил, что ни в Акте N 1 от 13.07.2023, ни в уведомлении от 01.08.2023 исх. N 01-6/364 и даже в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком не указано ни одного недостатка в результатах Работ. Официальных уведомлений в адрес ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" о некачественно выполненных Работах также не поступало.
По словам представителя Участника, по состоянию на 23.08.2023 Работы согласно Контракта практически завершены, отсутствуют дверные алюминиевые блоки в количестве 3 шт., поскольку согласование схем по расстекловке и заполнению было согласовано с Заказчиком 30.06.2023 исх. N 01-6/309, тем самым Заказчик был уведомлен о том, что срок изготовления данной конструкции от производителя примерно около 50 календарных дней. Кубообразный реечный потолок 20м2 (Заказная позиция) - срок поставки 25.08.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение, о том, что обстоятельства, на которые ссылается представитель ООО "ЛИДЕРСТРОЙ", явились непреодолимым препятствием для исполнения Контракта в соответствии с его условиями.
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан со стороны ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" 13.01.2023 без замечаний. Соответственно Участник должен был закончить Работы и сдать их Заказчику не позднее 13.07.2023. При этом, по состоянию на 07.08.2023 результат выполненных Работ не был представлен Заказчику.
Кроме того, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие добросовестное поведение ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" при исполнении Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛИДЕРСТРОЙ", ИНН: 7816335646; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Иванищев Юрий Михайлович, ИНН: 781635224686; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Иванищева Юлия Олеговна, ИНН: 783800435430, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЛИДЕРСТРОЙ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
18.08.23 |
22.08.23 |
18.08.23 |
0 |
18.08.23 |
25.08.23 |
24.08.23 |
0 |
29.08.23 |
28.08.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 августа 2023 г. N РНП-78-1166/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023