Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБУЗ "Родильный дом N 9" (далее - Заказчик) по доверенности;
в отсутствие представителя ООО "Неофарм" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21085-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (шприцы, иглы) для нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N9" в 2023 году (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 10.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200262823000054. Начальная (максимальная) цена контракта - 328 497,00 рублей.
В жалобе ООО "Неофарм" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе, запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона).
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заявитель в доводах жалобы считает, что Заказчик установленными в извещении требованиями нарушает положения Закона о контрактной системе и Постановлений Правительства N 102 и 126. А именно:
"Заказчиком в Извещении о закупке установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018. Данные НПА устанавливают приоритет российским производителям в целях оказания им экономической поддержки. По позиции N 6 технического задания (шприцы общего назначения ЛуерЛок), заказчиком установлено требование о совместимости шприцев с насосом марки Перфузор. В России на сегодняшний день четыре завода, которые изготавливают шприцы с соединением ЛуерЛок с внешней резьбой, для подсоединения к энтеральным удлинительным линиям, зондам и коннекторам с внутренней резьбой. Ни один из российских заводов не включен в перечень шприцев, рекомендованных производителем насосов Перфузор к применению к насосам Перфузор. Несмотря на то, что отечественные шприцы подходят к данным насосам - компания производители шприцевых насосов, преднамеренно не включают российские шприцы в данный перечень, тем самым принуждая заказчиков приобретать расходные материалы по завышенным ценам. Таким образом, включение в техническое задание изделий, производящихся исключительно зарубежными компаниями, фактически исключает возможность отечественным производителям принять участие в закупке, а также воспользоваться гарантированным Законодателем преимуществом при участии в процедуре, установленные Постановлением Правительства N 102 от 05.02.2015 г., которые не могут быть реализованы, поскольку сразу по нескольким позициям технического задания исключена возможность поставки товара отечественного производства. Просим убрать требование о совместимости предлагаемых шприцев с насосом Перфузор или исключить позицию со шприцом, совместимым с насосом марки Перфузор из технического задания, и выделить его в отдельную закупку."
Заказчик на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление вышуказанных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и, соответственно. спецификой закупаемого товара и его применения. Техническое задание составлено таким образом, что поставляемый материал используется в одном технологическом процессе с медицинским оборудованием, которое имеется у Заказчика, и отсутствие сопряженных между собой расходных материалов либо их несоответствие по качеству, количеству или функциональным характеристикам влечёт за собой невозможность полноценного выполнения того или иного лечебного вмешательства.
Исходя из смысла пунктов 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание. Все изделия медицинского назначения, поставка которых является предметом запроса котировок, включены в состав одного вида продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), неразрывно связаны между собой технологически и функционально, то есть используются для инъекций и взятия крови, введения в организм пациентов лекарственных форм и иных веществ, используются вместе и подменяют друг друга, поэтому их объединение в один лот никак не нарушает норм материального права.
В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничения допуска для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г.), входит код ОКПД2 32.50.13.110, а именно: шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них. Таким образом, включение в один лот товаров, включенных в обозначенный выше перечень, не является нарушением Постановления Правительства N102.
Кроме того, данное постановление не запрещает объединять в одном лоте товары зарубежного и российского производства, включенные в утвержденный указанным Постановлением перечень. Требования документации не ограничивают число участников закупки, т. к. предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара.
Продукция, соответствующая требованиям технического задания, находится в свободном обращении на рынке Российской Федерации. Заказчиком были направлены запросы ценовой информации пяти участникам рынка по поставке расходных медицинских изделий, на которые было получено три ответа о ценах и наличии требуемых к поставке товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Неофарм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2023 г. N 44-3463/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023