Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБУЗ "Родильный дом N 9" (далее - Заказчик) по доверенности;
в отсутствие представителя ООО "Неофарм" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21084-ЭП/23 от 16.08.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку игл спинальных для нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N9" в 2023 году (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 10.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200262823000055. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 014 665,00 рублей.
В жалобе ООО "Неофарм" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе, запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона).
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заявитель в доводах жалобы считает, что Заказчик установленными в извещении требованиями нарушает положения Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию. А именно:
"В соответствии с техническим заданием, в позиции N 1, 2, 3, 4 к поставке требуются изделия медицинского назначения: "Игла спинальная, одноразового использования". Заказчик, в том числе, указывает следующие требования к качественным и техническим характеристикам товара требуемого к поставке: "павильон иглы должен быть двухкомпонентный: внутренняя часть со встроенной цветоизменяющейся призмой-идентификатором поступления ликвора в просвет павильона". Данная характеристика имеется лишь у единственного производителя, зарегистрированного на территории Российской Федераций "Б.Браун Мельзунген АГ". Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе (пусть и без непосредственной ссылки на торговую марку или товарный знак), в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель утверждает, что игла спинальная SURU также имеет "призма-идентификатор", позволяющий безошибочно определить поступление в нее ликвора. У игл остальных производителей имеется аналогичная "призма-идентификатор" которая окрашивается в цвет поступающего ликвора.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В дополнение к требованиям КТРУ в описание объекта закупки внесены важные характеристики, имеющие большое клиническое значение.
В техническом задании требуется игла с павильоном особой конструкции, который содержит цветоизменяющийся идентификатор поступления ликвора в павильон. Призма-оптическая структура, позволяющая реализовать эффект изменения цвета за счет преломления. Данная характеристика влияет на безопасность и эффективность манипуляции. Для успешного выполнения спинальной анестезии кончик иглы должен перфорировать твердую мозговую оболочку и попасть в субарахноидальное пространство, которое содержит в себе ликвор (цереброспинальную жидкость). В цереброспинальную жидкость вводится раствор местного анестетика, который вызывает анестезию. Современные спинальные иглы имеют малый наружный диаметр для снижения риска развития серьезного осложнения спинальной анестезии-постпункционной головной боли, соответственно внутренний просвет игл имеет малый размер. Характеристики ликвора (прозрачность и вязкость) и технические особенности современных спинальных игл (малый диаметр и внутренний просвет) в клинической практике приводят к тому, что от момента попадания кончика иглы в субарахноидальное пространство, до появления ликвора в павильоне иглы проходит значительное время. Подобная задержка с обнаружением ликвора в павильоне иглы еще больше увеличивается, если манипуляция проводится в положении пациента на боку из-за уменьшения давления ликвора, связанного с горизонтальным положением пациента. Подавляющее количество спинальных анестезий выполняется пациентам в положении на боку является для них наиболее комфортным и безопасным. Задержка обнаружения ликвора от момента попадания кончика иглы в субарахноидальное пространства связана с физическими принципами, присуща методике в целом и не имеет существенных отличий при использовании стандартных спинальных игл разных производителей.
Для уменьшения описанной задержки разработаны специализированные спинальные иглы с интегрированными оптическими идентификаторами ликвора с эффектом изменения цвета. Для специалистов заказчика иглы с интегрированным ликвор-идентификатором на основе изменения цвета являются устройствами с улучшенными характеристиками, имеющими важное клиническое значение, позволяющими повысить эффективность и безопасность манипуляции и снизить время ее выполнения, что особенно важно в условиях оказания экстренной медицинской помощи, являющейся спецификой работы Заказчика (оказание первичной медико-санитарной и специализированной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родах и послеродовом периоде). Безопасность лечения и снижение риска осложнений являются приоритетами Заказчика, позволяющими обеспечить надлежащее качество оказания медицинской помощи в экстренных условиях.
Таким образом, в описании объекта закупки в полном соответствии с действующим законодательством приведено описание важной технической и функциональной характеристики, повышающей эффективность и безопасность спинальной анестезии.
Заказчик вправе устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Игла SURU, приведенная Заявителем в качестве примера (аналога), не имеет оптического ликвор-идентификатора. Врач прямым визуальным контролем определяет уровень появляющегося из просвета трубки иглы ликвора.
Иглы SURU, как и многие другие, оснащены стандартным павильоном с прозрачной стенкой, который ни в какой цвет не окрашивается так как ликвор в норме прозрачный и не имеет цвета. В реальной клинической практике такая конструкция (стандартный прозрачный павильон) менее эффективна, чем описанная выше с изменением цвета. Такая конструкция не позволяет эффективно устранить задержку оценки появления ликвора в павильоне, не позволяет вовремя остановить продвижение иглы, не снижает риск механических осложнений манипуляции, увеличивает время манипуляции.
Требования документации не ограничивают число участников закупки, т. к. предметом закупки является поставка, а не производство (изготовление) товара. Конкуренция в данном случае ведется между поставщиками продукции, а не производителями медицинских изделий.
Продукция, соответствующая требованиям технического задания, находится в свободном обращении на рынке Российской Федерации. Заказчиком были направлены запросы ценовой информации пяти участникам рынка по поставке расходных медицинских изделий, на которые было получено три ответа.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Неофарм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2023 г. N 44-3464/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023