Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Лицкалова Евгения Валерьевича (далее - Участник, ИП Лицкалов Е.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21393-ЭП/23 от 21.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания администрации Красносельского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 3, литер А в 2023 году (извещение N 0172200005523000049),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания администрации Красносельского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 3, литер А в 2023 году (извещение N 0172200005523000049) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 814 363,58 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Лицкалов Е.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Лицкаловым Е.В. заключен государственный контракт N 01722000055230000490001 от 20.03.2023 на сумму 5 102 595,44 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Лицкаловым Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту кровли здания администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 3, литер А (далее - Объект) в срок с 14.05.2023 по 20.08.2023 (п. 2.1.2 Описания объекта закупки - Приложение N 1 к Контракту).
В ходе исполнения Контракта Участником систематически ненадлежащим образом исполнялись обязательства:
1. Согласно п. 4.2.3 Контракта подрядчик обязан обеспечивать уборку территории, прилегающей к территории выполнения работ, чистоту выезжающего транспорта.
2. В соответствии с п. 4.2.6 Контракта Подрядчик обязуется обеспечивать сохранность Объекта, материалов и оборудования, находящихся на территории выполнения работ в период выполнения работ, а также в период устранения недостатков в выполненной работе.
3. В соответствии с п. 2.1.6.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик обязан постоянно вести журнал учета выполненных работ и своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы.
4. Согласно п. 2.1.9 Технического задания Подрядчик обязуется складировать горючие отходы, мусор, тару на расстоянии менее 50 метров от объекта защиты только в указанных Заказчиком местах и своевременно осуществлять вывоз мусора с объекта, не допуская его накопления.
После окончания демонтажных работ на кровле здания в трехдневный срок вывезти с объекта горючие отходы, строительный мусор, тару.
5. Согласно п. 2.1.17 Технического задания Подрядчик обязан исполнять требования миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, в том числе не привлекать и не допускать привлечения иногородних и иностранных рабочих без соответствующей регистрации и без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы когда такие обязанности установлены действующим законодательством Российской Федерации.
6. В соответствии с п. 2.1.19 Технического задания до начала работ Подрядчику необходимо предоставить следующие документы (их копии): действующее штатное расписание участника закупки; трудовые книжки, подтверждающие опыт работы и факт принятия сотрудника на работу (при наличии); трудовые договоры, подтверждающие факт принятия сотрудника на работу; приказы о приеме на работу; трудовые договора, подтверждающие опыт работ (предоставляется в случае, если опыт работы не подтвержден трудовой книжкой или подтвержден трудовой книжкой не полностью), удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте, проколы проверки знаний УЦ, сертификат об обучении и иные документы в соответствии с требованиями настоящего пункта аукционной документации.
Указанные обязательства Участником исполнялись ненадлежащим образом, что подтверждается актами осмотра помещений здания администрации Красносельского района, составленными в ходе выполнения Работ с участием представителя Подрядчика, журналом работ, актами проверки состояния охраны труда.
Некачественно выполненные работы по замене кровли, нарушение технологии производства работ привели к затоплению помещений Заказчика, а также иных учреждений, находящихся в здании администрации, и повреждению их имущества.
7. Конечный срок выполнения Работ по Контракту - 20.08.2023. По состоянию на 08.08.2023 Работы выполнялись Участником некачественно, со значительным отставанием от графика, и выполнить их надлежащим образом в установленный Контрактом срок не представлялось возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.10 Контракта, Заказчиком принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.08.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что сотрудниками Заказчика с 08.08.2023 был фактически закрыт доступ к месту выполнения Работ по Контракту, в связи с чем выполнение Работ по Контракту было невозможно по вине Заказчика.
12.08.2023 и повторно 14.08.2023 Участником были направлены письма N 1 и N 2 путем направления электронных уведомлений в ЕИС о том, что все претензии, указанные в Решении были им устранены, однако Заказчик не ответил на данное письмо и в нарушение ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе не отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.08.2023 Участником было направлено письмо N 3 путем направления электронных уведомлений в ЕИС, где содержались требования:
1. отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта;
2. обеспечить доступ сотрудникам ИП Лицкалова Е.В. к месту выполнения Работ по Контракту;
3. продлить срок выполнения Работ по Контракту на срок простоя по вине Заказчика.
16.08.2023 в адрес Участника поступило письмо от сотрудника Заказчика на электронную почту litskalov92@mail.ru, в котором без сопроводительного текста были приложены два документа: акт обследования помещения от 16.08.2023 (далее - Акт), письмо на имя Исполняющего обязанности заведующего отделом по обслуживанию здания администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Лапшину А.В. (далее - Письмо).
По информации, указанной в выводах Акта обследования, было установлено: на кровле 6,8 и технического этажа срезано ограждение; на техническом этаже срезан контур заземлении. Однако, это не устанавливало фактов нарушения Контракта. Данные действия были выполнены в ходе выполнения Работ в соответствии с требованиями Контракта, и при допуске сотрудников ИП Лицкалова Е.В. на место выполнения Работ были бы выполнены окончательные Работы.
Также представитель Участника обратил внимание на то, что данный акт был составлен без присутствия представителей ИП Лицкалова Е.В., которых противоправно не допускали на место выполнения Работ.
В акте Письма - АКТ осмотра помещений Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации Красносельского района Санкт-Петербурга" указано, что при осмотре кабинета было установлено, что после протечки ливневой канализации по потолку и стене, повреждена мебель. Однако Участник не выполнял Работ на ливневой канализации. Также представители ИП Лицкалова Е.В. не были приглашены на осмотр и составление акта, по фотографиям, представленных к акту, невозможно сделать выводы о характере повреждений и их природе.
В актах Письма - Акт экспертизы N 31072023-1 и Акт экспертизы N 31072023-2 сделан идентичный вывод: техническое состояние изделия: находится в нерабочем состоянии, не включается, присутствуют следы влаги. По мнению представителя Участника, по данному выводу невозможно определить по чьей вине и какой причине были выведены из строя указанные в актах приборы. Также не предоставлена лицензия или иной документ от СПб ГУП "СПб ИАЦ" (автора данных актов) на проведение экспертизы. По тексту обоих актов невозможно сделать вывод, где находились данные приборы. В ответ на это 18.08.2023 Участником было направлено письмо N 4 путем направления электронных уведомлений в ЕИС, где Участник потребовал:
1. отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта;
2. обеспечить доступ сотрудникам Участника к месту выполнения Работ по Контракту;
3. продлить срок выполнения Работ по Контракту на срок простоя по вине Заказчика;
4. провести экспертный осмотр и оценку последствий, указанных в актах к Письму в присутствии представителя Участника;
5. согласовать варианты исправления последствий в случае, если будет доказано, что они произошли по вине Участника.
21.08.2023 несмотря на устранение всех недостатков Решение Заказчика вступило в силу и Контракт был расторгнут.
Уже после этого в адрес Участника поступила Претензия N D7.B1.428/23-0-0 от 21.06.2023 (далее - Претензия), в которой требовалось оплатить штраф в размере 110 000,00 рублей за 21 выявленный факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, полное неисполнение обязательств.
Однако в Претензии были указаны только два нарушения, которые действительно имели место и по которым составлены акты от 18.07.2023 и от 28.08.2023 и которые были исправлены Участником. Остальные акты не были представлены в Претензии, не направлялись в адрес Участника до момента получения Претензии. Также по всем якобы проводимым проверкам, указанным в актах проверки состояния охраны труда и актах осмотра помещений, Участник не был уведомлен заранее, не был приглашен на их проведение, в адрес Участника не поступали данные акты, кроме двух указанных выше.
Дополнительно представитель Участника отметил, что в соответствии с ч. 11 ст. 95 Закона о контрактной системе, если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 7.4 Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик проводит экспертизу.
Однако в адрес Участника не поступало результатов экспертизы ни с одним из писем Заказчика, а следовательно Заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе в части соблюдения процесса расторжения Контракта.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Лицкалова Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Лицкаловым Е.В. предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Лицкалова Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Лицкалова Евгения Валерьевича (ИНН: 470420508699), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2023 г. N РНП-78-1167/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2024 г. по делу N А56-106637/2023