Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей
СПБ ГКУ "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик);
ООО "Аппомед" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21182-ЭП/23 от 17.08.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на поставку противогазов для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200134523000089) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200134523000089.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 446 734,52 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки и, соответственно, ограничении конкуренции.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, в адрес Заказчика от Заявителя 14.08.2023 г. поступил запрос разъяснений положений извещения об электронном аукционе.
Запрос разъяснений положений извещения об электронном аукционе
Настоятельно просим ответить по существу на следующие вопросы, непосредственным образом касающиеся объекта закупки и исполнения контракта.
1. Требование: "Панорамная маска - Наличие". Так как ни один технический регламент и документ национальной системы стандартизации не содержит такого термина, как "панорамная маска" просим разъяснить, какая именно маска будет сочтена заказчиком панорамной, а какая нет и по каким критериям будет оцениваться достаточная или недостаточная "панорамность"? Будет ли являться "панорамной" маска соответствующая другому требованию заказчика, а именно: "Площадь поля зрения (проц.) - Не менее 70". Примечание: обращаем особое внимание Заказчика, что данный вопрос не преследует своей целью узнать у Заказчика, в соответствии с какими постановлениями Правительства Российской Федерации, города Санкт-Петербурга, распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, а также утвержденных ими каталогов, справочников и тому подобного, указана та или иная характеристика товара. Нахождение той или иной характеристики в постановлении, распоряжении, каталоге, справочнике само по себе не делает ту или иную характеристику товара законной, обоснованной, отражающей фактическую потребность заказчика, а также не делает ее понятной для всех потенциальных участников закупки и не требующей предоставления разъяснений по существу заданного участником вопроса.
2. В описании объекта закупки установлено требование: "Наличие сертификатов соответствия (и происхождения) или декларации соответствия на всю поставляемую товарную продукцию". 2.1. Что подразумевается под сертификатом происхождения товарной продукции? Какой орган исполнительной власти и в каком порядке выдает подобный сертификат? На основании какого нормативного правового акта данный сертификат происхождения должен быть в обязательном порядке передан Заказчику? 2.2. Указанная в п. 2 описания объекта закупки фраза (требование) категорически предписывает предоставить при поставке сертификат соответствия или декларацию соответствия. Оценка соответствия продукции в форме сертификации или декларирования соответствия может носить обязательный или добровольный характер. При этом согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. То есть, в случае если та или иная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия заказчик не вправе требовать от поставщика обязательного предоставления сертификата соответствия или декларации о соответствия. В связи с этим, просим привести требование п. 2 описания объекта закупки в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, указав, что сертификат соответствия или декларация о соответствии предоставляется только в случае если оценка соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия для поставляемого товара является обязательно. Либо разъяснить, на основании какого нормативного правового акта заказчик требует исключительно обязательное предоставление сертификата соответствия или декларации о соответствии.
3. В описании объекта закупки установлено требование: "Соответствие нормативно-технической документации - ГОСТ Р 22.9.19-2014, ГОСТ 12.4.235-2019 или ТУ производителя". Как следует читать указанное требование, а именно необходимо обеспечить соответствие ГОСТ Р 22.9.19-2014 и дополнительно к нему соответствие ГОСТ 12.4.235-2019 или ТУ производителя, либо необходимо обеспечить соответствие одновременно ГОСТ Р 22.9.19-2014 и ГОСТ 12.4.235-2019, либо вместо двух этих стандартов обеспечить соответствие только ТУ производителя? Примечание: обращаем особое внимание Заказчика, что данный вопрос не преследует своей целью узнать у Заказчика, в соответствии с какими постановлениями Правительства Российской Федерации, города Санкт-Петербурга, распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, а также утвержденных ими каталогов, справочников и тому подобного, указана та или иная характеристика товара. Нахождение той или иной характеристики в постановлении, распоряжении, каталоге, справочнике само по себе не делает ту или иную характеристику товара законной, обоснованной, отражающей фактическую потребность заказчика, а также не делает ее понятной для всех потенциальных участников закупки и не требующей предоставления разъяснений по существу заданного участником вопроса.
4. В описании объекта закупки установлено требование: "Сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 дм3/мин (Па) - Не более 200". Одновременно указаны следующие требования: "Марка фильтра противогаза - A, B, E, K; Класс эффективности фильтрации газов и паров - Класс 1; Класс эффективности фильтрации аэрозолей - Класс Р3". Согласно табл. 1 п. 5.8.1 ГОСТ 12.4.235-2019 на который содержится указание в описании объекта закупки, сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 дм3/мин для комбинированного фильтра марок АВЕК1Р3 должно составлять не более 220 Па. То есть значение, указанное в ГОСТ, на который ссылается сам заказчик и соответствие которому требует заказчик, не соотносится с требованием, указанным в описании объекта закупки. Просим привести значение показателя сопротивления в соответствие с ГОСТ 12.4.235-2019, а именно не более 220 Па. Примечание: обращаем особое внимание Заказчика, что данный вопрос не преследует своей целью узнать у Заказчика, в соответствии с какими постановлениями Правительства Российской Федерации, города Санкт-Петербурга, распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, а также утвержденных ими каталогов, справочников и тому подобного, указана та или иная характеристика товара. Нахождение той или иной характеристики в постановлении, распоряжении, каталоге, справочнике само по себе не делает ту или иную характеристику товара законной, обоснованной, отражающей фактическую потребность заказчика, а также не делает ее понятной для всех потенциальных участников закупки и не требующей предоставления разъяснений по существу заданного участником вопроса.
5. Во избежание спорных ситуаций на этапе исполнения контракта (поставка товара) просим заблаговременно подтвердить, что одноразовость (возможность только однократного использования) противогаза при защите от химических и(или) радиоактивных факторов не будет являться препятствием для приемки и оплаты таких противогазов заказчиком? Также просим заблаговременно подтвердить, что невозможность повторного использования противогазов, после их использования при защите от химических и(или) радиоактивных факторов не будет расцениваться заказчиком как гарантийный случай требующий замены такого товара на новый силами поставщика (т. е. замену утративших функциональные свойства противогазов будет производить заказчик путем проведения новой закупки на поставку новых противогазов). Примечание: обращаем особое внимание Заказчика, что данный вопрос не преследует своей целью узнать у Заказчика, в соответствии с какими постановлениями Правительства Российской Федерации, города Санкт-Петербурга, распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, а также утвержденных ими каталогов, справочников и тому подобного, указана та или иная характеристика товара. Нахождение той или иной характеристики в постановлении, распоряжении, каталоге, справочнике само по себе не делает ту или иную характеристику товара законной, обоснованной, отражающей фактическую потребность заказчика, а также не делает ее понятной для всех потенциальных участников закупки и не требующей предоставления разъяснений по существу заданного участником вопроса. |
Заказчик 16.08.2023 г. опубликовал разъяснения положений извещения об электронном аукционе.
В ответ на поступивший запрос сообщаем следующее:
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчики обязаны применять информацию, включенную в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог). Пунктом 2 Правил использования справочника конечных каталожных наименований заказчиками Санкт-Петербурга в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга", утвержденных распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 04.10.2017 N 171-р "Об утверждении Порядка формирования и ведения справочника конечных каталожных наименований и Правил использования справочника конечных каталожных наименований заказчиками Санкт-Петербурга в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга", установлено, что справочник конечных каталожных наименований (ККН) используется заказчиками Санкт-Петербурга в обязательном порядке. С учетом требования данных норм, заказчиком в обязательном порядке использовался справочник ККН, а также использовалась информация, включенная в каталог. Также сообщаем, что пункт 2 Описания объекта закупки "Наличие сертификатов соответствия (и происхождения) или декларации соответствия на всю поставляемую товарную продукцию" читать согласно подпункту 4.1.4 Проекта контракта на поставку противогазов для обеспечения нужд Санкт-Петербурга. |
Вышеуказанный ответ фактически не содержит разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, что не позволяет определить соответствие предлагаемого участником закупки товара потребностям заказчика.
В частности, Заявитель запрашивает разъяснения к требованию "Панорамная маска - Наличие":
"Так как ни один технический регламент и документ национальной системы стандартизации не содержит такого термина, как "панорамная маска" просим разъяснить, какая именно маска будет сочтена заказчиком панорамной, а какая нет и по каким критериям будет оцениваться достаточная или недостаточная "панорамность"? Будет ли являться "панорамной" маска соответствующая другому требованию заказчика, а именно: "Площадь поля зрения (проц.) - Не менее 70"."
Ответ Заказчика не содержит разъяснений по данному требованию.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Анализ извещения показал, что Заказчиком в Приложении к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" установлены, требования к товарной позиции КТРУ 32.99.11.110-00000003 Противогаз.
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию КТРУ 32.99.11.110-00000003 "Противогаз", которая соответствует вышеуказанной товарной позиции.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в отношении закупаемого товара установлены дополнительные характеристики (сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 дм3/мин (Па), коэффициент подсоса под маску по аэрозолю СМТ (проц.), площадь поля зрения (проц.), Масса противогаза в комплекте без сумки (г), которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ и услуг, вместе с тем надлежащее обоснование дополнительно установленных характеристик в составе извещения об осуществлении закупки отсутствует.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 6, 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аппомед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 августа 2023 г. N 44-3469/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023