Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБУ СШОР N 3 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "ТехноПром" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 21422-ЭП/23 от 21.08.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку стеллажей в помещение бассейна (извещение N 0372200275923000102) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200275923000102. Начальная (максимальная) цена контракта - 263 600,00 рублей.
В жалобе ООО "ТехноПром" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Положения ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, носящие универсальный характер, запрещают заказчику включать в извещение о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что коррелирует с установленным в ст. 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 14.07.2020 N 24-04-08/60923).
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В Требованиях к гарантии качества товара, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара "Описания объекта закупки" установлено: "гарантировать замену некачественного товара в пределах срока годности, на качественный аналогичный товар".
П. 3.3.5 Проекта контракта установлено: "Гарантийный срок на результат исполнения контракта устанавливается в месяцах с момента подписания сторонами по контракту, являющемуся объектом закупки, документа о приемке товара, сформированного с использованием ЕИС согласно п.4.3. настоящего контракта, если одна из сторон по контракту не докажет, что потеря потребительских свойств произошла вследствие нормального износа объекта закупки, или неправильной эксплуатации объекта закупки. Гарантийный срок составляет: не менее 12 месяцев и не менее гарантийного срока фирмы-производителя.".
П. 3.3.6 Проекта контракта установлено: "если в течение гарантийного срока выявится, что качество объекта закупки не соответствует потребительским свойствам, или имеет иные недостатки, которые делают объект закупки непригодным для использования, Заказчик должен письменно заявить о них Поставщику с указанием разумных сроков их устранения и потребовать от Поставщика безвозмездного устранения недостатков.".
Заявитель считает, что включение в описание объекта закупки понятия "срок годности" и обязательства по замене товара в пределах срока годности является заведомо неисполнимым ввиду неприменения данного понятия к поставляемому товару. Так как к поставке требуются стеллажи трехсекционные из профилированного поливинилхлорида, т.е. мебель из пластмассового материала товар, для которого не определяется срок годности.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
Представителем Заказчика при рассмотрении данной жалобы пояснил следующее.
Ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе регламентирует, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ.
Ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" устанавливает, что продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
В соответствии с правилами ч. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
В силу ч. 2 ст. 477 ГК РФ гарантийный срок и срок годности - это срок, в течение которого могут быть предъявлены требования к качеству товара.
Согласно п. 3.3.5. проекта контракта гарантийный срок на результат исполнения контракта устанавливается в месяцах с момента подписания сторонами по контракту, являющемуся объектом закупки, документа о приемке товара, сформированного с использованием ЕИС согласно п. 4.3. настоящего контракта, если одна из сторон по контракту не докажет, что потеря потребительских свойств произошла вследствие нормального износа объекта закупки, или неправильной эксплуатации объекта закупки. Гарантийный срок составляет: не менее 12 месяцев и не менее гарантийного срока фирмы-производителя.
Таким образом, включение данного пункта в проект контракта не противоречит действующему законодательству.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в описание объекта закупки включена следующая характеристика: окраска изделия глубокая, влагостойкая. Материал изготовления изделия: профилированный поливинилхлорид четырех типов. Для оценки окрашивания пластмассовых изделий, в том числе изготовленных из поливинилхлорида, используется действующий государственный стандарт - ГОСТ Р 50487-93 Пластмассы. Качественная оценка выпотевания красителей (далее - ГОСТ). Действующие стандарты не содержат определения и требования к глубине и влагостойкости окраски изделий из ПВХ. При этом изделия из ПВХ окрашиваются путем смешения бесцветных гранул со цветными с последующим расплавлением или желатинизацией. Поверхностное окрашивание не производится. Таким образом, усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной.
Представитель Заказчика пояснил и анализ извещения показал, что Заказчиком не установлены требования к методу качественной оценки способности некоторых красителей к выпотеванию или к миграции из пластика в другие материалы при контакте друг с другом, однако именно на данный ГОСТ ссылается Заявитель.
Окраска ПВХ не имеет сложностей, существуют специальные лакокрасочные материалы (краски для пластика), которые можно наносить прямо на ПВХ-пластик. Указание на "глубокую, влагостойкую окраску" исключает возможность поставки товара с нанесенным лакокрасочным покрытием.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что в описании объекта описания закупки установлена следующая характеристика: цвет изделия: в двух цветах по согласованию с заказчиком. Таким образом, при подаче заявки участник не имеет возможности указать конкретный показатель цвета товара, а также проверить, имеется ли у него в наличии товар требуемого Заказчиком цвета. Фактически, указав в описании объекта закупки требование к товару по цвету, Заказчик не установил конкретные показатели и характеристики данного требования, которые позволяли бы определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям. Требование по цвету поставляемого товара "цвет по согласованию с Заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, поскольку не определен ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара.
Представитель Заказчика пояснил и анализ извещения показал, что до принятия жалобы к рассмотрению Заказчиком были внесены изменения с указанием характеристики: цвет изделия: серый - 2 шт.; белый -2 шт.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТехноПром" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2023 г. N 44-3521/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023