Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/20771/23 от 24.08.2023);
с участием представителя ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" (далее - Участник, Подрядчик): генерального директора,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21559-ЭП/23 от 22.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 44, литера А (извещение N 0172200005222000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 44, литера А (извещение N 0172200005222000051) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 420 370,22 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" заключен государственный контракт N 216-01-22 от 18.07.2022 на сумму 2 274 718,30 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал".
К заседанию Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 44, литера А (далее - Услуги) (п. 1.1 Контракта).
Согласно подпункту 2.4.1 пункта 2.4 Контракта Участник обязался оказать услуги, обеспечив надлежащее качество, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе государственных стандартов, норм, правил и технических условий, регламентирующих данный вид деятельности, в сроки, установленные контрактом.
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что срок оказания услуг с даты заключения государственного контракта, окончание оказания услуги - 150 календарных дней с момента заключения Контракта, в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости, а именно 15.12.2022.
Однако на 13.07.2023 отказе от исполнения контракта услуги Участником не оказаны.
Учитывая изложенное, руководствуясь п.7.3 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 08.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Подрядчику передано Техническое заключение по предварительному (визуальному) и детальному (инструментальному) обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Чугунная, д. 44, литера А, выполненный компанией ООО "Ардис Плюс" (Шифр 287-01-20- ТЗ). Данный технический отчет является исходными данными для разработки проекта капительного ремонта.
Подрядчик своевременно приступил к разработке проектно-сметной документации, но в ходе выполнения работ были выявлены обстоятельства, требующие увеличения объемов выполнения работ, сроков выполнения работ, а так-же их стоимости. В частности: несоответствия конструкции и состояния здания тому, что указанно в переданном отчете. Подрядчик направил подробное письмо Заказчику об этом 29.11.2022 (Исх. N 156), и проект дополнительного соглашения к Контракту.
Так же был составлен Акт об изменении объемов работ по гос. контракту. Акт подписан представителем Заказчика (Алексеев Э.В), представителем пользователя здания (Толкачев И.Б.), представителем Подрядчика (Чеботарев Д.Е.), утвержден заместителем председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (Лукьяновым С.В).
Данное письмо было оставлено без внимания, Подрядчик повторно направил письмо о необходимости продления срока, проект дополнительного соглашения 16.12.2022 (исх. N 159).
Подрядчик вновь направил письмо о продлении срока (исх. N162), от 27.12.2022, а также Акт об увеличении объемов и сроков, проект дополнительного соглашения.
Несмотря на то, что срок действия Контракта закончился, проект требовал доработки, изменений, так как исходные данные были не корректны, Подрядчик продолжил исполнение своих обязанностей и работу по Контракту.
25.01.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо (исх.174 от 25.01.2023 и Исх. N175) о том, что Заказчик не получил и не передал технические условия (далее - ТУ) от ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" и о том, что ТУ от ПАО "Россети Ленэнерго" были аннулированы по причине того, что не оплачены Заказчиком. Без ТУ выполнение условий Контракта невозможно. Подрядчик направил повторно письма с просьбой передать ТУ (исх. N185 от 17.02.2023 и исх. N 186 от 17.02.2023).
07.03.2023 Подрядчик передал разработанную проектную и рабочую документацию с учетом изменений. Ответа о согласовании от Заказчика получено не было.
22.03.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ до полного согласования документации с Заказчиком, а так же передаче необходимых ТУ, запрошенных ранее.
Несмотря на приостановку работ, Подрядчик продолжил выполнять свои обязательства в рамках Контракта, направил документацию на согласование в УВО ВНГ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В согласовании получен отказ, по причине того, что Заказчик не направил Запрос на предоставление исходных данных, необходимых для проектирования систем, техническое задание не прошло согласование с подразделением вневедомственной охраны. Об этом Подрядчик уведомил Заказчика исх. N 201 от 24.03.2023 и попросил предоставить требуемые документы для согласования. Ответа не последовало, документы в адрес Подрядчика не направлены.
Далее Заказчик предоставил ТУ 10.04.2023 (договор и ТУ от 31.03.2023 с ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" и 21.03.2023 с ПАО "Россети Ленэнерго"). Подрядчик направил разделы документации на согласование и получил отказ от ПАО "Россетти Ленэнерго", по причине того, что новые ТУ на подключение выданы по Третьей категории надежности. Предоставленные ранее, в 2022 году ТУ были выданы по Второй категории надежности. Переработки требуется значительная часть проекта, Подрядчик уведомил Заказчика об этом Исх. 211 от 22.05.2023, с полным описанием объема изменений в проекте. и уведомил, что если не будут получены ТУ по Второй категории надежные, выполнение условий контракта не возможно.
По итогу направления документаций, писем, извещений, Заказчиком не предоставлен корректный отчет об обследовании конструкций здания, ТУ на вторую категорию надежности от ПАО "Россети Ленэнерго", документы для согласования с УВО ВНГ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" (ИНН: 7716947300), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 августа 2023 г. N РНП-78-1185/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023