Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Андрющенко Н.С.,
от Сысоева К.В. - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба Сысоева К.В. на действия заказчика - ФКУ ИК N7 УФСИН по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100004223000030 "Услуги по капитальному ремонту фасада швейного цеха ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю. Заявитель обжалует действия
заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав возражения представителя заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
04.08.2023 г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300041423000021 "Ремонт туалета в парке Лечебном в районе Источника N17 ". Данная закупка проводится муниципальным заказчиком. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 090 313,36 руб.
П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
1. Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно Извещения о проведении закупки N 0321100004223000030 заказчиком не были установлены дополнительные требования по Постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия Управления отмечает, что, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571, с 1 июля 2022 года устанавливается заказчиком если Заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре недобросовестных поставщиков по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" п. 1 Постановления N 2571 не устанавливается.
На основании вышеизложенного Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении в действиях Заказчика ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. В Извещении Заказчик неконкретно требует у Участника закупки соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44 и документы, это подтверждающие:
Извещение
Преимущества, требования к участникам
Требования к участникам.
При этом, Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ содержит Приложение N5 к извещению о проведении электронного аукциона, а именно:
"Требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурентном способе и инструкция по ее заполнению
1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона 44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом".
При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к Участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К ним относится, в частности, требование к Участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, членство в саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).Таким образом, Участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки или допуск на генподряд.
Статьей 31 Закона о контрактной системе закреплена обязанность Заказчика указывать в извещении единые требования к Участникам закупки, в том числе соответствие Участников закупки требованиям, установленным в законодательстве Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Заказчиком не установлено конкретное требование согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 и при этом требуются какие-то подтверждающие документы, не предоставление которых приведет к отклонению заявки.
Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.
3. Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает ч. 1 ст. 49 ФЗ-44 и может привести к отклонению заявки участника.
Так, Приложение N5 к извещению о проведении электронного аукциона содержит Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению.
1. Содержание и состав заявки:
Заявка на участие в электронном аукционе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), должна содержать:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ);
Участник не может в заявке указать предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. При этом необходимо отметить, что заявка подается до проведения собственно процедуры аукциона.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, довод заявителя жалобы обоснован.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований ст. 31, 42, ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом "а" статьи 35 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0321100004223000030 от 24.08.2023 г., на участие в аукционе было подано 3 заявки (N1, N2 и N3), все признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 1.
При этом, по указанным в жалобе показателям, никто не отклонялся.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России делает вывод о том, что нарушения, допущенные Заказчиком, не повлияли на результат определения поставщика, в связи с чем обязательное для исполнения предписание не выдается.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. на действия заказчика - ФКУ ИК N7 УФСИН по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100004223000030 "Услуги по капитальному ремонту фасада швейного цеха ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ст. 31, 42, ст. 49 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В Золина
Члены Комиссии Б.Ш. Карпель
В.В. Богославская
Исп.Богославская В.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 августа 2023 г. N 026/06/106-1795/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023