Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СПК "Дом" на действия заказчика - ГБПОУ "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321200000523000014 "Поставка продуктов питания на сентябрь-ноябрь 2023 г. (лот 2)".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 28.08.2023 г. с вызовом сторон по делу.
28.08.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
14.08.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321200000523000014 "Поставка продуктов питания на сентябрь-ноябрь 2023 г. (лот 2)".
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В силу пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N 44-ФЗ с учетом внесенных изменений в Закон и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации, которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и, соответственно, как барьер служит препятствием для подачи заявки, тем самым нарушая принцип профессионализма Заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 20.04.2017 г. по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
В соответствии с доводом жалобы N1, Товар "Говядина охлажденная" требуется: Состояние подкожного жира должно иметь белый, желтоватый или желтый цвет; консистенция необходима твердая, при надавливании крошится.
По мнению Заявителя, в связи с тем, что цвет у товара может быть только один, предоставить одновременно белый и желтоватый или белый и желтый цвет не предоставляется возможным.
При этом, в Инструкции Заказчика установлено, что союз "или" означает выбор, то есть участнику закупки необходимо представить одно из значений показателя, указанных через данный союз, таким образом, участник должен предоставить говядину охлажденную с состоянием подкожного жира белого цвета, а также выбрать один из цветов, разделенных союзом "или" - желтоватый или желтый. В связи с тем, что цвет подкожного жира неоднородный, Заказчик предусмотрел требование наличия двух цветов.
Таким образом, Заказчик правомерно установил данное требование, нарушений ст.ст. 33, 42 Закона N 44-ФЗ не имеется, довод не обоснован.
В соответствии с доводом жалобы N2, Товар "Говядина охлажденная" требуется: Мраморность хорошая, насыщенная либо умеренная.
По мнению Заявителя, требования установлены таким образом, что предоставить достоверные сведения не предоставляется возможным в связи с тем, что союз "либо" не описан инструкцией.
Комиссией установлено, что союз "либо" действительно не предусмотрен инструкцией Заказчика, в инструкции описан только союз "или" для обозначения выбора участником закупки одного из значений показателя, указанных через данный союз, таким образом, Заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Довод Заявителя N2 обоснован.
В соответствии с доводом жалобы N3, Товар "Томаты" требуется: Цвет томатов нужен красные\розовые. При этом, данный символ "\" не описан инструкцией.
Комиссией установлено, что символ "\" действительно не предусмотрен инструкцией Заказчика, в инструкции описан только символ "/", таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Довод жлобы N3 обоснован.
В соответствии с пунктом "а" статьи 35 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0321200000523000014 от 22.08.2023 г., на участие в запросе котировок было подано две заявки (N51 и N225), обе признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 51.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России делает вывод о том, что нарушения, допущенные Заказчиком при составлении описания объекта закупки, не повлияли на результат определения поставщика, в связи с чем обязательное для исполнения предписание не выдается.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "СПК "Дом" на действия заказчика - ГБПОУ "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321200000523000014 "Поставка продуктов питания на сентябрь-ноябрь 2023 г. (лот 2)" - обоснованной в части доводов 2, 3.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБПОУ "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" нарушившими требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 августа 2023 г. N 026/06/106-1783/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023