Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Демченко Е.Н., Ким С.В.,
от заинтересованного лица - Морина В.А., Ильченко М.С.,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Управления по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Морина В.А. по факту осуществления закупки путём проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121600015923000012 "Благоустройство аллеи по ул. Советская (2 очередь) в городе Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Морина В.А. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
13.03.2023 г. года между ИП Мориным В.А. (далее - Подрядчик) и Управлением по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - Заказчик) заключен муниципальный контракт N 12 на выполнение работ по Благоустройству аллеи по ул. Советская (2 очередь) в городе Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 58 712 620,00 рублей, без НДС.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 712 620,00 рублей.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Согласно п. 1.1. Контракта - В соответствии с условиями контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте Заказчика работы по Благоустройству аллеи по ул. Советская (2 очередь) в городе Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - "Объект" и "Работы") в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его.
Согласно п. 1.2. Контракта работы по контракту выполняются в соответствии со сметой контракта (Приложение N 1 к контракту), и графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
В силу п. 1.3. Контракта место выполнения Работ: Ставропольский край, г. Благодарный, ул. Советская.
Работы по контракту выполняются в следующие сроки:
Начало работ: со дня заключения Контракта - 13.03.2023 г.
Окончание работ: до 31 августа 2023 года включительно.
Согласно п. 7.2. Контракта объём выполняемых Работ должен соответствовать объёму, указанному в Приложениях к настоящему контракту.
Подрядчик в процессе выполнения работ в ЕИС разместил документы о приемке 12.05.2023 г. на сумму 4 552 939,00 рублей - Заказчиком в ЕИС размещен отказ в приемке работ исх. N459 от 18.05.2023 г., 27.07.2023 г. Подрядчик разместил документы о приемке на сумму 10 153 967,00 рублей - Заказчиком в ЕИС размещен отказ в приемке работ исх. N838 от 31.07.2023 г.
Контрактом не предусмотрены этапы его исполнения, по этой причине Заказчик не принял часть выполненных работ.
В соответствии с п. 10.3 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27.07.2023 г. Подрядчик с использованием ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, исх. N63. В решении Подрядчик ссылается на независящие от него обстоятельства, влекущие невозможность исполнения Контракта, а именно, в связи с тем, что Заказчик не принимает выполненные работы.
04.08.2023 г. Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо исх. N866 с требованием отменить решение Подрядчика.
Подрядчик отменил решение до вступления его в законную силу.
10.08.2023 г. Подрядчик с использованием ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, исх. N68. Во втором решении Подрядчик ссылается на независящие от него обстоятельства, влекущие невозможность исполнения Контракта, а именно, в связи с тем, что Заказчик не принимает выполненные работы. Решение вступило в силу 21.08.2023 г. Информация о расторжении Контракта направлена Заказчиком в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю 22.08.2023 г.
Таким образом, Контракт считается расторгнутым по решению Поставщика.
Комиссия приходит к следующим выводам:
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Следовательно, применительно к договору подряда существенными являются условия о предмете и сроках выполнения подрядных работ (определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6830/12 по делу N А04-1367/2011, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2023 N Ф07-700/2023 по делу N А21-12358/2021).
Конечный срок выполнения работ установлен в контракте - до 31 августа 2023 года включительно.
В соответствии с частью 1 статьи 405 Гражданского кодекса РФ должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения
В соответствии с пунктом 2 статьи 405 Гражданского кодекса РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В данном случае, возникновения права на односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика, наступал в случае не выполнения работ в срок к 31 августа 2023 года.
Иных оговорок по срокам, и порядку расторжения контракта, положения заключенного контракта не содержат.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Морина В.А., поскольку решение Подрядчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта принято (10.08.2023 г.) за 22 дня до даты окончания срока выполнения работ (31.08.2023 г.).
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
При этом, как установила комиссия на рассмотрении дела, Подрядчик к работам приступил и выполнил часть работ, срок исполнения Контракта не истек.
В данном случае, не наступили обстоятельства позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении Подрядчиком существенных условий контракта, а именно, нарушение конечного срока выполнения работ.
В действиях Заказчика нарушений не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Сведения в отношении ИП Морина В.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
Е.А. Соколов
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 августа 2023 г. N 026/10/104-1787/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023