Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ИП (далее заявитель) на положения извещения и действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд управления образования администрации г.Владимира (извещение N 0328300032823000604) в присутствии представителей заказчика - управления образования администрации г.Владимира Рыженковой Е.В. (доверенность от 23.06.2023 N 30-04/2417), уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации г.Владимира заявителя - ИП
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-596/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
21.08.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на положения извещения и действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд управления образования администрации г.Владимира (извещение N 0328300032823000604).
Заказчик перед окончанием подачи заявок поменял критерии оценки заявок участников указанного открытого конкурса в электронной форме и наиболее значимым критерием оказалось количество квалифицированного персонала, а не качество и цена (40 % - цена контракта, 60 % - квалификация участника, из них 20 % относится к опыту участника, 80 % на количество персонала (товаровед, продавец, имеющие торговое образование).
По мнению заявителя, указанный критерий неоднозначен и дает возможность злоупотребления при определении допуска или недопуска заявок на участие в закупке.
ИП Новрузова Сахиб Фаиг оглы подал заявку на участие в данной закупке. В указанной заявке указал количество квалифицированного персонала 8 человек, из них 2 товароведа и 6 продавцов. Однако конкурсная комиссия указала, что у двух продавцов нет торгового образования (у одного высшее - экономист, у другого - повар), однако в аттестате у одного из продавцов указано, что по предмету "Основы товароведения пищевых продуктов" оценка - 4 (хорошо). На этом основании, конкурсная комиссия неправомерно присвоила заявке ИП Новрузова Сахиб Фаиг оглы по критерию "квалификация персонала" 0 баллов. Победителем закупки по итогам оценки заявок было признано "МУП Мелкий опт").
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика, уполномоченного органа по существу доводов жалобы пояснили следующее.
По оспариваемому заявителем жалобы критерию оценки отсутствует информация о том, какое количество персонала необходимо заказчику, не указано минимальное и максимальное количество персонала, непонятно какие именно специалисты потребуются для исполнения контракта надлежащим образом. Не совсем ясно каким образом продавцы повлияют на надлежащее исполнение контракта, поскольку речь идет о поставке товаров в социально значимые учреждения, а не о розничной торговле.
Установленный заказчиком критерий оценки направлен на выявление лучших условий исполнения договора и соответствует требованиям Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Оценка заявок участников закупки осуществляется по формуле установленной подпунктом "б" пункта 20 Постановления N 2604. Указанная формула предусматривает оценку заявок, в соответствии с которой участник закупки, предоставивший в своем предложении информации о наибольшем количестве специалистов, получает наибольшее количество баллов.
Конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассмотрела вторые части заявок участников закупки, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и приняла решение о признании вторых частей заявок участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Далее конкурсная комиссия осуществила оценку вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пришла к выводу, что на основании представленных заявителем документов, подтверждающих квалификацию специалистов два специалиста из указанных восьми не имеют торгового образования.
По итогам оценки конкурсной комиссией принято решение, что у заявителя квалификационным требованиям соответствуют шесть специалистов, у участника закупки под N 2 - семь специалистов. В соответствии с расчетом по формуле оценки, установленной заказчиком на основании подпункта "б" пункта 20 Постановления N 2604, заявителю присвоено 0 баллов.
По итогам, окончательного рассмотрения заявок участников закупки на основании части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем признан участник закупки под N 2.
В силу изложенного, представители заказчика, уполномоченного органа полагают, что с их стороны нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной закупки не допущено и просит признать жалобу ИП Новрузова С.Ф. необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.07.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд управления образования администрации г.Владимира (извещение N 0328300032823000604).
Начальная (максимальная) цена контракта 10 007 000,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия в части оценки доводов жалобы ИП Новрузова Сахиб Фаиг оглы относительно результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в указанной закупке.
Кроме того, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В настоящее время порядок оценки заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приложением N 2 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 2604 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 13 Положения "Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления" определены:
- Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 40 %.
- Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 60 %. В извещении об осуществлении указанной закупки (Приложение N 5) заказчиком установлены аналогичные показатели.
Детализирующим показателем характеристики квалификации участников закупки N 2 установлено -
одновременное наличие специалистов и их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки, а именно - товаровед, продавец, работающих у участника закупки на дату подачи заявки и имеющих торговое образование.
Рассмотрев данный критерий (в том числе показатель по критерию), Комиссия приходит к выводу о том, что данный критерий в полном объеме соответствует положениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ N 2604 от 31 декабря 2021.
Предусмотренный извещением критерий и порядок его оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, направлен на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке продуктов питания по объекту закупки.
Комиссия также отмечает, что в рассматриваемом случае материалы не содержат письменных, неоспоримых доказательств, которые свидетельствуют о том, что спорное положение фактически привело к ограничению количества участников закупки, а также нарушает права и законные интересы участников.
Таким образом, извещение о проведении указанного открытого конкурса в электронной форме соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу на положения извещения и действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд управления образования администрации г.Владимира (извещение N 0328300032823000604) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 августа 2023 г. N 033/06/48-596/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023