Резолютивная часть оглашена
23.07.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "МОСТЕН" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарафармация" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени (извещение N 0142200001323017565, начальная (максимальная) цена контракта - 9 950 000,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в отношении объекта закупки не применена соответствующая позиция КТРУ, а также совокупности технических характеристик соответствует товар одного производителя.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, Заказчик предоставил письменные пояснения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с требованиями Постановления от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик обязан применять описание объекта закупки, предусмотренное федеральным каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также номенклатурной классификацией медицинских изделий, предусмотренной Росздравнадзором.
Вместе с тем, пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Предметом закупки, согласно извещению N0142200001323017565 является поставка медицинского изделия: аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени.
Также в техническом задании документации указано: "Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени. Для измерения жесткости печени и затухания ультразвуковых волн в тканях на базе вибрационно- контролируемой транзиентной эластографии для диагностики заболевания печени (фиброза и стеатоза)".
Из пояснений Заказчика следует, что при подготовке извещения установлено, что соответствующая позиция КТРУ с подходящими под технические требования к закупаемому Заказчиком виду товара отсутствует.
Заявитель указывает в жалобе, что при формировании извещения о проведении закупки и приложений к нему заказчику следовало применить КТРУ 26.60.12.132-00000032.
Вместе с тем, согласно сведениям единой информационной системы КТРУ 26.60.12.132-00000032 имеет следующее описание: "Комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, который может включать в себя аккумуляторные батареи, разработанный для измерения жесткости печени/затухания ультразвуковых волн в тканях на базе транзиентной эластографии для оценки/диагностики заболевания печени (например, фиброза/стеатоза); может дополнительно быть предназначен для измерения жесткости селезенки в качестве дополнительной оценки. Обычно используется при диагностике хронических заболеваний печени, таких как вирусные гепатиты, алкогольный гепатит и биллиарная болезнь, или для оценки после трансплантации. Состоит из генератора со специальным программным обеспечением и неинвазивного аппликатора (аппликаторов)".
Согласно письменным пояснениям Заказчика в КТРУ указана технология транзиентной эластографии диагностики заболеваний печени, однако Заказчику требуется технология вибрационно-контролируемая транзиентная эластография для диагностики заболевания печени в связи с тем, что данная технология позволяет проводить более качественную диагностику пациентов и оценку рисков негативных исходов в клинической практике, что важно в работе ГБУЗ "Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД".
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В связи с тем, что в целевую группу пациентов ГБУЗ "Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" также входят беременные женщины, пациенты с имплантами, дети Заказчиком установлены требования к определенному методу для диагностики заболевания печени.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о выборе Заказчиком кода КТРУ, не соответствующего объекту Закупки, признается необоснованным.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик указал технические характеристики, максимальные и минимальные показатели к товару единственного производителя, а именно - аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени FibroScan530 Compact производства "ЭХОСЕНС", Франция.
По мнению Заявителя и представленным доказательствам иные производители товаров, соответствующие всей совокупности требований, установленных извещением, отсутствуют.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанного товара иного производителя, соответствующего требованиям извещения о Закупке, не представил.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.08.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки, только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, приложениям к нему, Закону о контрактной системе, что также свидетельствует об ограничении конкуренции Заказчиком при проведении закупки.
Победитель закупки ООО "Дельрус - ЗУРЦ" предложил в своей заявке "Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени FibroScanR 530 Compact, с принадлежностями Производитель: ЭХОСЕНС, Товарный знак: FibroScan", что подтверждает довод Заявителя об установлении Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему совокупности технических характеристик к объекту закупки соответствующих товару одного производителя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.2021 N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.2021 описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Таким образом, по данному доводу жалобы в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "МОСТЕН" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадке обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 августа 2023 г. N 386-14952-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023