Резолютивная часть оглашена
25.08.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобы ООО "Доступная среда", ООО "Круст" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона по объекту закупки "Поставка оборудования и материальных запасов в рамках программы "Доступная среда" (извещение N 0142200001323017554, начальная (максимальная) цена контракта - 1 008 440,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно в извещении Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки по товарам - специальное средство для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха (пункт 1 Технического задания)), система для улучшения понимания звукового сигнала тип 1 (пункт 2 Технического задания), система для улучшения понимания звукового сигнала тип 2 (пункт 3 Технического задания), адаптированный джойстик (пункт 7 Технического задания) (жалоба ООО "Доступная среда"), что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
Так же заявитель жалобы ООО "Доступная среда" указывает, что Заказчик ввел дополнительные требования к описанию объекта закупки, установленные в КТРУ в отношении товаров: Специального средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха (Устройство распознавания речи), Система для улучшения понимания звукового сигнала тип 1 и тип 2 (радиокласс), Адаптированный джойстик, однако не привёл обоснования таких дополнительных требований
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика под требования пунктов технического задания ( Специальное средство для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха) подходит как минимум три производителя Устройства распознавания речи, которые в полной мере отвечают потребностям Заказчика и техническому заданию аукционной документации: устройство преобразования речи Speech to Text ООО "Инватехпром", устройство для распознавания речи Speech Detector ООО "Ведикор", Устройство распознования речи "Чарли" Лаборатория "Сенсор-Тех" АНО.
Данный довод признается необоснованным.
Комиссия УФАС также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с товарами иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил достаточных и неопровержимых доказательств, опровергающих доводы Заявителя о том, что описанный им товар (система для улучшения понимания звукового сигнала тип 2 (пункт 3 Технического задания), адаптированный джойстик (пункт 7 Технического задания) содержит характеристики товара, производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с иными, в том числе, улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Заказчик доводы Заявителя в указанной части не опроверг.
Более того, в спецификации аукционной документации Заказчиком указаны конкретные товарные знаки, которые указаны Заявителем в доводах жалобы: Радиокласс (радиомикрофон) "Сонет-РСМ" РМ-1-1 (заушный индуктор и индукционная петля), Радиокласс (радиомикрофон) "Сонет-РСМ" РМ-3-1 (заушный индуктор и индукционная петля), Интерактивная стойка NextStand 43S NR 101 ST-W1.
На участие в закупке поступила одна заявка о поставке конкретных товаров, что подтверждает доводы Заявителя в данной части и свидетельствует об ограничении конкуренции.
На основании вышеизложенного довод Заявителей признан обоснованным.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна основываться на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с позицией ФАС России описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно письменным пояснением Заказчика, выбранный код (ОКПД2 26.11.22.100 - Приборы полупроводниковые и их части Система индукционная для слабослышащих, 26.40.42.120 - Телефоны головные, наушники и комбинированные устройства, состоящие из микрофона и громкоговорителя, Гарнитура, 26.30.23.000 - Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях) Телефонный аппарат, 26.20.16.190 - Устройства ввода/вывода данных прочие, 26.20.16.160 - Устройства ввода сенсорные, 26.20.16.170 - Манипуляторы Джойстик компьютерный для людей с ограниченными возможностями здоровья, 26.20.16.190 - Устройства ввода/вывода данных прочие, Тактильный (брайлевский) дисплей автономный, 26.20.17.110 - Мониторы, подключаемые к компьютеру) обусловлен спецификой предмета закупки, а именно: поставка организационной техники.
Вышеуказанная организационная техника не включена в КТРУ. Согласно Положению о Каталоге при отсутствии товара в КТРУ Заказчик для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) использует код ОКПД2.
Согласно Письму Минфина России от 20 августа 2020 г. N 24-02-08/73132 заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Довод признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобы ООО "Доступная среда", ООО "Круст" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 августа 2023 г. N 395-15175-23/4 (ключевые темы: характеристика - техническое задание - участники закупок - доступная среда - потребительские свойства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023