рассмотрев обращение (вх. N 12204/23) ГБПОУ "Соликамский АПК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стройцентр" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт кровли учебного корпуса по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, 6 (изв. N 0356100004523000001).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 22.08.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 23.08.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100004523000001, Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт кровли учебного корпуса по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, 6. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 347 798,49 руб.
10.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "Стройцентр" заключен контракт на текущий ремонт кровли учебного корпуса по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, 6 на сумму 2 347 798,49 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить текущий ремонт кровли учебного корпуса по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, 6 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 26.06.2023 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 10.08.2023 г.
1.5. Место выполнения работ: в соответствии с техническим заданием.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов) в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
7.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
7.5.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из решения об одностороннем отказе следует, что Общество не выполнило свои обязательства в установленные Контрактом сроки.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 02.08.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 02.08.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.08.2023 г.
Информация об ООО "Стройцентр" была направлена в адрес Пермского УФАС России 16.08.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "СКС" нарушены условия исполнения Контракта.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчиком предоставляется календарный график производства работ в течение 3-х дней со дня заключения контракта и утверждается Заказчиком. Подрядчиком в установленный Контрактом срок календарный график не был предоставлен.
Заказчиком в адрес ООО "Стройцентр" 07.07.2023 года было направлено письмо о предоставлении Подрядчиком Календарного графика производства работ.
Подрядчик предоставил и согласовал с Заказчиком Календарный план 10.07.2023 года, предусматривающий срок начала выполнения работ с 17.07.2023 года.
По состоянию на 17.07.2023 года Подрядчик не приступил к выполнению работ по Контракту.
В адрес Подрядчика Заказчиком была направлена претензия N764 от 25.07.2023 года о незамедлительном устранении ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с п.п. 7.5.3. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае просрочки исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня.
Таким образом, по мнению Заказчика, Подрядчик неоднократно нарушил условия Контракта и на 28.07.2023 года не приступил к выполнению работ по Контракту в срок, согласованный с Заказчиком.
В связи с вышеизложенным, на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, п. 7.5 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В представленных пояснениях ООО "Стройцентр" сообщает, что 31.07.2023 г. Подрядчиком был произведен осмотр фронта работ, по результатам которого выявлена невозможность исполнения данного Контракта надлежащим образом.
ООО "Стройцентр" поясняет, что исполнение Контракта невозможно виду того, что состояние крыши является неудовлетворительным, присутствуют трещины, биологическое разрушение в виде гниения и грибковых поражений, ввиду чего дальнейшая эксплуатация крыши в целях надлежащего выполнения ремонта кровли не представляется возможной.
Кроме того, ООО "Стройцентр" обращает внимание на то, что Подрядчик предлагал в данном письме расторгнуть Контракт по соглашению сторон, однако, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, в указанных пояснениях ООО "Стройцентр" указывает, что приложило все усилия для разрешения сложившейся ситуации и достижения конечной цели предмета Контракта надлежащим образом, в частности, Подрядчиком получены кредитные денежные средства для исполнения данного Контракта, что, по мнению ООО "Стройцентр" свидетельствует о добросовестном намерении исполнить Контракт.
Комиссия обращает внимание на то, что не смотря на пояснения Подрядчика о неудовлетворительном состоянии крыши, и, соответственно, о невозможности выполнения предусмотренных Контрактом обязательств, в адрес Комиссии не были предоставлены какие-либо экспертные заключения о неудовлетворительном состоянии крыши, либо какие-либо иные доказательства вышеуказанного состояния крыши.
Подрядчиком в обоснование своей позиции были представлены фотографии крыши, вместе с тем, из анализа данных фото Комиссия не может сделать однозначный вывод о ненадлежащем состоянии конструкции крыши и невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Кроме того, не смотря что Подрядчик в предоставленных пояснениях сообщает, что ООО "Стройцентр" приложило все усилия для разрешения сложившейся ситуации и достижения конечной цели предмета Контракта надлежащим образом, в предоставленных письмах N исх. 333 от 02.08.2023 и N исх. 339 от 02.08.2023 Подрядчик сообщает Заказчику о необходимости расторжении Контракта по соглашению сторон.
Также Комиссия обращает внимание, что у Подрядчика имелся срок для ознакомления с объёмом и условиями выполнения предстоящих работ.
Вместе с тем, исходя из анализа предоставленной переписки, Комиссия делает вывод о том, что Подрядчик не изъявлял желание осмотреть предстоящий участок работ, не запрашивал у Заказчика доступ для его осмотра.
Кроме того, Подрядчик не направлял запросы на разъяснения положений данного извещения о проведении закупки, соответственно, все положения извещения и приложений к нему, ООО "Стройцентр" были понятны.
Стоит отметить, что ООО "Стройцентр" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Стройцентр" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ООО "Стройцентр" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленные пояснения Подрядчика, материалы одностороннего отказа, а также переписку сторон, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Стройцентр" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Стройцентр" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Также в адрес Комиссии не были направлены доказательства закупки материалов Подрядчиком с целью исполнения положений Контракта, а также иных действий, которые могут свидетельствовать о подготовке Подрядчика к исполнению предусмотренных положениями Контракта обязанностей.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что открытие Подрядчиком кредитной линии не свидетельствует о подготовке к исполнению именно рассматриваемого Контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Кроме того, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в данном электронном аукционе.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "Стройцентр" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с текущим ремонтом кровли учебного корпуса по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, 6.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Стройцентр" (614002, Россия, Пермский край, Пермский г.о., Пермь г., Чернышевского ул., д. 28, офис 512, ИНН 5904056013) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Стройцентр" Варданян Гагике Азизовиче (ИНН 590400504613) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ООО "Стройцентр", о генеральном директоре ООО "Стройцентр" Варданян Гагике Азизовиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений ООО "Стройцентр", о генеральном директоре ООО "Стройцентр" Варданян Гагике Азизовиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 28.08.2025 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-269 от 23.08.2023 г. на 1 л.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-269 от 23.08.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.08.2023 |
16.08.2023 |
16.08.2023 |
- |
16.08.2023 |
23.08.2023 |
23.08.2023 |
- |
28.08.2023 |
28.08.2023 |
- |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 августа 2023 г. N РНП-59-269
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023