Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия
рассмотрев обращение (вх. N 12334/23) ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Грейдера В.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на организацию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в Северо-западном территориальном отделении (изв. N 1056500001023000056),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 23.08.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.08.2023 с целью изучения документов и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.05.2023 г. между Заказчиком и ИП Грейдером В.А. (далее - Исполнитель, Предприниматель) заключен контракт на организацию услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в Северо-западном территориальном отделении (далее - Контракт) на сумму 1 241 061,66 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1 Предмет Контракта: Организация услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в Северо-западном территориальном отделении (далее - услуга). 1.2. Исполнитель обязуется оказать услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить
оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.4. Срок начала оказания услуг: 01.08.2023 г. (срок начала оказания услуг не может
быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания оказания услуг: 30.04.2024 г.
Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с
настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.7 Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для
одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
7.5.4. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 5 календарных
дней;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что к моменту принятия решения об одностороннем отказе, Исполнитель не приступил к оказанию услуг по уборке.
Заказчиком в адрес ИП Грейдера В.А. направлялась претензии N10-05-113-и от 01.08.2023; N 10-05-117-и от 03.08.2023 г. Однако, ответа на неё со стороны Исполнителя не последовало.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 07.08.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.08.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.08.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ИП Грейдере В.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 18.08.2023 г.
ИП Грейдер В.А. в письменных пояснениях утверждает, что обязательства по контракту не исполнялись, поскольку в период с мая по июль 2023 г. в силу различных причин личного характера гражданско-правовые договоры ИП Грейдер В.А с работниками были расторгнуты, что подтверждается копиями заявлений о расторжении договоров, копиями соглашений о расторжении гражданско-правовых договоров. ИП Грейдер В.А. не имел правовой возможности принудить исполнителей к исполнению гражданско-правовых договоров. В результате массового расторжения гражданско-правовых договоров, ИП Грейдер В.А. единовременно утратил штат сотрудников для исполнения Контракта с Заказчиком.
Предприниматель отмечает, что таким бездействием ущерба Заказчику причинено не было, поскольку, по мнению Предпринимателя, уборка в общежитиях проводится регулярно с 01.08.2023 г.
Касаемо проведения уборки помещений в общежитиях Комиссией установлено, что уборка не осуществляется. В подтверждение Заказчиком были направлены журналы учета: СЗТО К-П-059-0, СЗТО К-П-025-0, К-Л-019А, СЗТО К-П-024-3, СЗТО К-П-028). Предпринимателем материалы, подтверждающие факты проведения регулярной уборки с 01.08.2023 г., в адрес Комиссии не представлены.
Предприниматель утверждает, что обязательства по другим контрактам им исполняются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ИП Грейдером В.А. нарушены условия исполнения Контракта.
Согласно п. 1.4. Контракта, срок начала оказания услуг: 01.08.2023 г.
Вместе с тем, по состоянию на вышеуказанную дату Исполнитель к работам не приступил.
В качестве подтверждения отсутствия сотрудников для исполнения обязательств Предприниматель направил в адрес Комиссии заявления о расторжение договоров.
Предприниматель утверждает, что предпринимал действия для надлежащего исполнения обязательств, а именно, Предпринимателем размещено объявление на сайте о вакансии уборщика. Комиссия отмечает, что объявление было размещено лишь 3 августа 2023.
Вместе с тем, поскольку Предприниматель утверждает, что обязательства по иным контрактам исполняются надлежащим образом, Комиссией был сделан вывод о наличии работников в штате Исполнителя.
Исполнитель считает указанные обстоятельства непредотвратимыми и непредвиденными, то есть обстоятельствами непреодолимой силы.
Относительно расторжения договоров Предпринимателя с работниками, как обстоятельства непреодолимой силы Комиссия поясняет следующее.
В п. 3 ст. 401 ГК РФ установлено, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.
В силу п 8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, исполнитель принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности, а также принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий Контракта).
Исходя из представленных материалов Комиссия находит следующее. Исполнителем не представлены достаточные информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Стоит отметить, что ИП Грейдер В.А осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, Предприниматель должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Комиссия также отмечает, что согласно данным из реестра контрактов ЕИС ИП Грейдером В.А. исполнено два контракта, что свидетельствует о том, что заключение и исполнение контрактов для государственных нужд не является основной деятельностью Предпринимателя. Комиссией установлено, что, согласно информации из реестра контрактов, один их исполненных контрактов был исполнен с начислением штрафа по причине ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия отмечает, что ИП Грейдер В.А. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В рассматриваемом случае, виновные действия Исполнителя нарушают права Заказчика и ставят под угрозу исполнение обязательства Заказчика по своевременному и качественному оказанию государственной услуги по обеспечению жилыми помещениями в общежитиях, обучающихся в государственных образовательных организациях Пермского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Грейдере Вячеславе Алексеевиче (614088, Пермский край, Г.О. Пермский, г. Пермь, ул. Композитора Глинки, д. 11, кв. 34. ИНН 590578556018) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Грейдере Вячеславе Алексеевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об Индивидуальном предпринимателе Грейдере Вячеславе Алексеевиче из реестра недобросовестных поставщиков считать дату 30.08.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 августа 2023 г. N РНП-59-270
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023