Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 12510/23) КГБУ "УАДИТ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СПК-Групп" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения автомобильной дороги Восточный обход г. Перми на участке км 11+565 - км 15+565, км 17+265 - км 21+965, км 23+665 - км 30+015 (изв. N 0156200009922000225).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009922000225, Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения автомобильной дороги Восточный обход г. Перми на участке км 11+565 - км 15+565, км 17+265 - км 21+965, км 23+665 - км 30+015. Начальная (максимальная) цена контракта 387 135 510,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 28.08.2023 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 29.08.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.05.2023 г. между Заказчиком и ООО "СПК-Групп" (далее - Подрядчик) заключен контракт N 112-22-кр на выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения автомобильной дороги Восточный обход г. Перми на участке км 11+565 - км 15+565, км 17+265 - км 21+965, км 23+665 - км 30+015 (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 09.08.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству стационарного электрического освещения автомобильной дороги Восточный обход г. Перми на участке км 11+565 - км 15+565, км 17+265 - км 21+965, км 23+665 - км 30+015 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 12.05.2022 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 31.10.2023 г.
1.5. Место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием.
В связи с тем, что Подрядчиком при определении подрядчика была представлена недостоверная информация о своем соответствии требованиям извещения о проведении закупки, что позволило ему стать победителем определения подрядчика, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
На основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня.
8.5.4. принятие Подрядчиком решения о добровольной ликвидации и (или) признание Поставщика в установленном ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядке банкротом;
8.5.5. отступления Подрядчика от условий Контракта или иные недостатки в результатах работ по Контракту, которые не были устранены в установленный Заказчиком срок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0156200009922000225, к участникам закупки установлено, в том числе, требование в соответствии с позицией 17 раздела 3 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Позицией 17 раздела 3 "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения ПП РФ N 2571 в отношении Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предусматривается наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
При этом, в качестве подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям, предусматривается предоставление участником следующих документов:
Согласно п. 17 раздела 3 - ПП РФ N 2571, в качестве дополнительного требования к участникам закупки Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в качестве подтверждения наличия опыта Подрядчик в составе заявки предоставил копию договора договор N 14/2021-ТД от 01.04.2021 на выполнение работ по реконструкции ул. Попова на участке от ул. Петропавловской до ул. Монастырская, подписанный ООО "СПК-Групп" и ООО "ТехДорГрупп", а также копии документов, подтверждающих его исполнение. В ходе исполнения Контракта, Заказчиком было установлено, что вышеуказанный договор между ООО "СПК-Групп" и ООО "ТехДорГрупп" не заключался.
Так, Заказчик в материалах одностороннего отказа обращает внимание на письмо ООО "ТехДорГрупп" N 734 от 27.07.202, из которого следует, что ООО "ТехДорГрупп" договор с ООО "СПК-Групп" на выполнение работ по реконструкции ул. Попова на участке от ул. Петропавловской до ул. Монастырская не заключало.
Таким образом, Заказчик указывает, что Подрядчик в составе заявки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона, что позволило ему стать победителем закупки.
В связи с вышеизложенным на основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках, п. 8.4.1. Контракта, Заказчиком 09.08.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 09.08.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 22.08.2023 г.
Информация об ООО "СПК-Групп" направлена в адрес Пермского УФАС России 22.08.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В предоставленных пояснениях, Подрядчик поясняет, что не любое одностороннее расторжение контракта является основанием для направления сведений в РНП. В частности, в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ к таким основаниям отнесены только неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Подрядчик обращает внимание на то, что в рассматриваемом же случае основание для одностороннего расторжения было другое - предоставление участником недостоверных сведений. Таким образом, по мнению Подрядчика, основания для направления и включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Кроме того, Подрядчик поясняет, что никаких претензий о неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта Заказчик Подрядчику не предъявлял.
С целью выяснения объективных обстоятельств по данному обращению, Комиссией был сделан запрос (N исх. 8762/23 от 29.08.2023) в адрес ООО "ТехДорГрупп", в котором Комиссия просит выразить мнение по следующим вопросам:
- заключался ли договор о выполнении работ по реконструкции ул. Попова на участке от ул. Петропавловская до ул. Монастырская N 14/2021-ТД от 01.04.2021 г. c ООО "СПК-Групп"?
- исполнен ли указанный выше договор ООО "СПК-Групп" в полном объеме (с приложением подтверждающих документов)?
- если исполнен в части, то на какую сумму?
В предоставленном ответе (исх. N 861 от 29.08.2023) ООО "ТехДорГрупп" сообщает, что договор N 14/2021-ТД от 01.04.2021 на выполнение работ по реконструкции ул. Попова на участке от ул. Петропавловской до ул. Монастырская между ООО "СПК-Групп" и ООО "ТехДорГрупп" не заключался.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, стоимость исполненных обязательств по данному Контракту составляет 232 188 411,38 руб., при этом стоимость фактически-оплаченных работ составляет 337 794 041,48 руб. при общей цене Контракта в 408 426 320,00 руб.
Также Комиссия сообщает, что ни в материалах одностороннего отказа Заказчика, ни в материалах переписки Заказчика и Подрядчика, ни в устных пояснениях представителя Заказчика не фигурирует претензия в отношении Подрядчика относительно качества выполненных или выполняемых им работ.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
В соответствии с положениями Письма ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков", расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о закупках в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Таким образом, с учетом положений вышеуказанного Письма ФАС России, а также на основании ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, ввиду того, что основание принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не связано с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, информация об ООО "СПК-Групп" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о закупках, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля).
На основании ч. 2 ст. 99 Закона о закупках, у Комиссии Пермского УФАС России в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания осуществлять контроль за деятельностью ООО "СПК-Групп".
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "СПК-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы обращения Заказчика в отдел Контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России для проведения проверки на предмет соблюдения ООО "СПК-Групп" требований Закона о защите конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 августа 2023 г. N РНП-59-279
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023