Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Цербер" (далее - Заявитель) на действия комиссии ГБПОУ "Пермский торгово-технологический колледж" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) организации образования (изв.N 1056500000423000005),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500000423000005 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) организации образования.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 932 480,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 29.08.2023 г.
Заявитель полагает, что установленный предмет оценки показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку не соотносится с объемами работ, которые необходимо выполнить согласно условиям Технического задания.
В письменных пояснениях, Заказчик указал, что Заказчик является учебным средне-профессиональным заведением, со среднегодовым контингентом более 2000 человек, в указанных в техническом задании зданиях ежедневно обучаются более 900 студентов, большая часть из которых несовершеннолетние. Исходя из данного факта Заказчиком установлены критерии оценки квалификации участников закупки по наличию у вышеупомянутых участников опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, с предельным минимальным значением равным 50 контрактам, соответственно Заказчик исходит из предположения, что участник закупки, должен иметь обязательства примерно перед 17 заказчиками в год, причем территориально они могут находиться в разных частях города или региона. Таким образом, требование о наличие у участника закупки транспортных средств групп быстрого реагирования в количестве не менее 10 обусловлено тем, что Заказчик хочет быть уверенным, что при возникновении чрезвычайной ситуации, требующей вызова группы быстрого реагирования охранная организация не поставит нас в "очередь".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "б" п. 24 ПП РФ N 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному пп. "б" п. 24 ПП РФ N 2604, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с пп. "а" п. 24 ПП РФ N 2604:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные пп. "б" п. 24 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 1056500000423000005 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 40 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 60 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса", "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
В качестве предмета оценки по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" принимаются договоры, оцениваемые по данному детализирующему показателю, сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- свидетельство о регистрации транспортного средства участника закупки в совокупности с действующим полисом ОСАГО;
и (или)
- копия договора аренды в совокупности с действующим полисом ОСАГО;
и (или)
- копия договора лизинга в совокупности с действующим полисом ОСАГО.
Наличие транспортных средств считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствие копий свидетельства о регистрации транспортного средства участника закупки в совокупности с действующим полисом ОСАГО
и (или)
- владельцем транспортного средства в свидетельстве о регистрации транспортного средства является не участник закупки;
и (или)
- отсутствия договор аренды в совокупности с действующим полисом ОСАГО;
и (или)
- отсутствия договора лизинга в совокупности с действующим полисом ОСАГО;
и (или)
-срок действия полиса ОСАГО истек.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки N 1 (наличие у участника закупки транспортных средств групп быстрого реагирования) показателя "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" и установлены предельное минимальное значение () характеристики квалификации участников закупки и предельное максимальное значение ( ) характеристики квалификации участников закупки.
Значение количества баллов по характеристике квалификации участников закупки N 1 показателя "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
где:
Хi - значение характеристика квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по характеристики квалификации участников закупки N 1 (наличие у участника закупки транспортных средств групп быстрого реагирования) показателя "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов";
где - предельное минимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 10 (Десяти) транспортным средствам;
где - предельное максимальное значение характеристики квалификации участников закупки N 1, установленное Заказчиком, равное 15 (Пятнадцати) транспортным средствам
Под значением характеристики квалификации участников закупки N 1 понимается наличие у участника закупки транспортных средств групп быстрого реагирования, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте.
Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики квалификации участников закупки N 1, которое выше предельного максимального значения или ниже предельного минимального значения, баллы по характеристике квалификации участников закупки N 1 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики квалификации участников закупки N 1.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 1056500000423000005 объектом закупки является оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) организации образования. Описание объекта закупки указано в приложении.
Согласно приложению N 3 к Техническому заданию местом оказания услуг является:
1) г. Пермь, ул. Крупской, 52;
2) г. Пермь, ул. Б. Гагарина, 37.
При этом услуги оказываются круглосуточно, 1 человеком на каждом из адресов. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны, или на маршруте во время сопровождения сотрудников исполнитель обеспечивает:
- прибытие мобильной группы сотрудников охраны, вооруженной и экипированной в соответствии с п. 2.5. настоящего технического задания на объект охраны в срок не более 7 минут с момента поступления сигнала тревоги с объекта охраны.
Закон о закупах позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что исходя из содержания Технического задания и приложений к нему не следует необходимость оказания услуг, для выполнения которых от потенциальных участников закупки требуется наличие транспортных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве, в количестве минимум 10 шт. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным.
Также Комиссия отмечает, что в нарушение требований п. 27 ПП РФ N 2604 установленный порядок оценки е содержит перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по данному показателю. В данном случае указан лишь перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов.
Предмет оценки по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам закупки, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт оказания услуг в медицинских организациях, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Так, в случае предоставления двумя потенциальным участниками закупки документов, указанных в порядке оценки по данному критерию, и при этом одним участником будут предоставлены документы, подтверждающие наличие в собственности 9 транспортных средств, а другим - 10, то в общей оценке по данному показателю, для первого участника количество полученных баллов будет равно 0. При этом фактическая разница будет незначительной. Таким образом, порядок оценки сформирована таким образом, что предмет оценки по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов имеют различный "удельный вес".
Согласно ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями Закона о закупках. В действиях Заказчика имеется нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании ст. 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. ООО "Цербер" на действия комиссии ГБПОУ "Пермский торгово-технологический колледж" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) организации образования (изв.N 1056500000423000005) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 августа 2023 г. N 12407/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023