Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Мальцева Д.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку товара (салфетки влажные) (изв. N 1056500001423000057),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 23.08.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 29.08.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500001423000057, Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на поставку товара (салфетки влажные).
В соответствии с извещением о запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 85 999,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.08.2023 г.
1. Заявитель сообщает что Заказчик нарушает конкуренцию путем установки в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция одного производителя.
В частности, Заявитель обращает внимание на то, что Заказчиком приложении к извещению под наименованием Техническое задание указаны характеристики требуемого товара, которым соответствует только продукция производителя ООО "Авангард".
2. Также Заявитель сообщает, что Заказчиком в техническом задании установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, которые не предусмотрены позициями КТРУ. Вместе с тем документация об аукционе не содержит обоснования установления дополнительных характеристик.
3. Кроме того, Заявитель в материалах жалобы обращает внимание на то, что Технические характеристики товара, изложенные в извещении, отличаются от технических характеристик, изложенных в техническом задании.
Так, в извещении указано, что Заказчик требует поставить товар, в котором количество штук в упаковке 100. В то время как в техническом задании указано на необходимость поставить товар, в котором количество салфеток в упаковке должно быть не менее 80 шт.
Заказчик в предоставленных пояснениях сообщил, что с доводами жалобы не согласен.
Заказчик поясняет, что характеристиками были указаны с целью соответствия поставляемого товара всем требованиям Заказчика.
Также Заказчик сообщает, что ошибочно не обосновал наличие дополнительных требований к поставляемому товару ввиду рабочей загруженности.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Техническом задании.
Из анализа заявок можно сделать вывод о том, что один из участников (идентификационный номер - 1), являющийся в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.08.2023 NИЗК1 победителем данного запроса котировок в электронной форме, предложил к поставке продукцию производителя ООО "Авангард".
Вместе с тем, иные участники в материалах своей заявки производите не указали.
Комиссия сообщает, что поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в частности, положениям технического задания, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования, ПП РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с абз. 1 пп. "д" п. 10 ПП РФ N 145, в позицию КТРУ каталога включается следующая информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Согласно абз. 1 п. 7 ПП РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, объектом закупки является поставка товара (салфетки влажные) с кодом позиции КТРУ 17.22.11.130-00000003.
Комиссия обращает внимание на то, что в Техническом задании к требуемому товару установлены следующие дополнительные характеристики, не предусмотренные данной позицией кода КТРУ:
- Салфетки влажные для интимной гигиены лежачих больных. Изготовлены из нетканого материала со структурой "соты". Плотность ткани не позволяет изделиям рваться, скатываться в руке. Материал очень хорошо очищает кожу, обладают противовоспалительным и бактерицидным свойством, содержат Д-пантенол и применяются для профилактики опрелостей и пролежней. Система нейтрализации запаха позволяет использовать салфетки при уходе в случае недержания.
- Упаковка с пластиковым клапаном.
Вместе с тем, в нарушение положений Правил пользования, описание объекта закупки не содержит обоснования использования Заказчиком дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. Также Комиссия обращает внимание на то, что характеристики требуемого товара, указанные в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, отличаются от характеристик требуемого товара, указанных в Техническом задании.
Так, в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме указанно следующее:
Салфетки детские |
Нет |
|
150 |
Упаковка |
573.33 |
85999.50 |
Наличие антибактериального компонента |
Да |
|
||||
Количество штук в упаковке |
100 |
Штука |
Вместе с тем, в Техническом задании указано следующее:
|
Наименование |
Техническая характеристика |
Ед изм |
Кол-во |
1 |
Влажные гигиенические салфетки
Код КТРУ 17.22.11.130-00000003 Салфетка гигиеническая влажная |
Салфетки влажные для интимной гигиены лежачих больных. Изготовлены из нетканого материала со структурой "соты". Плотность ткани не позволяет изделиям рваться, скатываться в руке. Материал очень хорошо очищает кожу, обладают противовоспалительным и бактерицидным свойством, содержат Д-пантеон и применяются для профилактики опрелостей и пролежней. Система нейтрализации запаха позволяет использовать салфетки при уходе в случае недержания. Упаковка с пластиковым клапаном Размер салфетки не менее 230 x 250 мм Количество в упаковке: не менее 80 шт. Производство - указать |
шт |
150 |
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии у действиях Заказчика нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Комиссия обращает внимание на то, что установленная в Техническом задании характеристика "Производство - указать" не является технической либо функциональной характеристикой товара и не установлена положениями Закона о закупках, следовательно, Комиссия делает вывод о наличии действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мальцева Д.И. на действия ГБУ ПК "Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку товара (салфетки влажные) (изв. N 1056500001423000057) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 августа 2023 г. N 12511/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023