Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - главный государственный инспектор П.И. Горбачева, специалист-эксперт И.М.Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству тепловой сети с узлом учета тепловой энергии для нужд резидентов площадки N 5" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Сысоева К.В. (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - заказчик), номер извещения о закупке 0419000002023000005.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный действующим законодательством, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени
рассмотрения жалобы. Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель заказчика, личность представителя удостоверена, полномочия подтверждены.
Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил, ходатайств не направлял.
Доводами жалобы является следующее:
1. Извещение о проведении закупки не содержит связи с позицией плана-графика;
2. В извещении заказчиком незаконно установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
3. В извещении заказчик незаконно требует у участников закупки предоставление в составе заявки документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона. Объектом закупки является выполнение работ по строительству тепловой сети с узлом учета тепловой энергии для нужд резидентов площадки N 5.
Как установлено частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Частью 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пункты 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предусматривают регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся:
-определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
-заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Учитывая изложенное, положения Закона о контрактной системе, регулирующие планирование закупок, на закупки, осуществляемые в соответствии с частью 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, не распространяются.
Комиссией установлено, что в рамках государственной программы Красноярского края "Комплексное территориальное развитие Красноярского края", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2021 N686-П, реализуется отдельное мероприятие "Субсидия акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" на создание объектов инженерной инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Красноярская технологическая долина" (далее - отдельное мероприятие).
Комиссия учитывает тот факт, что отдельное мероприятие реализуется в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Порядком принятия решения о предоставлении субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Красноярскому краю, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также порядком предоставления таких субсидий, утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края от 20.05.2022 N 446-п.
Приложением N2 к информации об отдельном мероприятии объект закупки включен в перечень создаваемых в 2022-2023 годах объектов инженерной инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Красноярская технологическая долина" (пункт N9).
Следовательно, исходя из сложившихся обстоятельств, у заказчика отсутствовала обязанность по осуществлению закупки в соответствии с планом-графиком.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности первого довода жалобы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно пунктам 10 и 10.1. статьи 1 Градостроительного кодекса, а также системного толкования иных правовых норм, следует, что тепловые сети, являясь линейными объектами, относятся к объектам капитального строительства.
Из анализа извещения аукциона следует, что объектом закупки является выполнение работ по строительству тепловой сети с узлом учета тепловой энергии с начальной (максимальной) ценой контракта 7 973 615,91 рублей.
Комиссией установлено, что заказчиком в общей части извещения о проведении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением к извещению о закупке (далее - приложение к извещению) заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, данный абзац приложения к извещению содержит оговорку, что указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в размере 10 000 000 рублей и менее.
Исходя из вышеуказанного, принимая во внимание тот факт, что размер обязательства по контракту не превышает десяти миллионов рублей, Комиссия приходит к выводу, о том что, необходимость соответствия участника закупки требованиям части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса отсутствует, в связи с чем правовых последствий для участников закупки не влечет, соответственно второй довод жалобы является необоснованным.
Согласно части 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса, сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Комиссией установлено, что приложением к извещению в отношении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что необходимо предоставить информацию, подтверждающую наличие сведений об участнике, содержащихся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия отклоняет третий довод подателя жалобы, признавая его необоснованным.
В результате рассмотрения существа жалобы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу Сысоева Константина Владимировича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии П.И. Горбачева
И.М. Болотова
Исп.Болотова И.М.
тел.8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 августа 2023 г. N 024/06/106-2358/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023