Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт Г.Г. Мамедова, специалист-эксперт И.М. Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПИТЭК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-13699/23 "Поставка с доставкой перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СПИТЭК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения о закупке 0119200000123013586.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного
закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Податель жалобы до начала рассмотрения жалобы по существу направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи. Заказчик, уполномоченный орган обеспечили личную явку своих представителей. Личности лиц участвующих в рассмотрении жалобы удостоверены, полномочия подтверждены.
В качестве довода подателем жалобы было указано необоснованное установление заказчиком в описании объекта закупки следующих требований:
1. одинарная толщина (в области пальцев) 0,16-0,19 мм.;
2. внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока (для обеспечения абсорбции влаги и профилактики мацерации кожи при продолжительных манипуляциях);
3. подтверждение об устойчивости перчаток к проникновению переносимых с кровью патогенов. Информация об устойчивости должна быть нанесена на упаковке или подтверждена наличием протокола испытаний, для возможности применения перчаток в условиях повышенного риска и работе с кровью и биологическими жидкостями;
4. перчатки должны быть двухслойными, внешний слой синего или зеленого цвета (контрастного по отношению к крови), внутренний слой белого или телесного цвета, для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы, своевременной индикации места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации;
5. длина перчатки 260-420 мм.;
6. упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой;
7. текстурный рисунок по всей поверхности перчаток (для улучшенного захвата инструментов и оборудования). Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая (для обеспечения высокого уровня тактильной чувствительности при манипуляциях по катетеризации периферических вен, манипуляциях в отделениях реанимации и интенсивной терапии, требующих высокой тактильной чувствительности).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку с доставкой перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируют с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NА34-1354/2021, NА33-15654/2022.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что предметом закупки являются перчатки медицинские.
Как было указано ранее, из доводов жалобы следует, что заказчиком установлены необоснованные требования к поставляемому товару.
Как следует из детальных пояснений заказчика, причины установления требований, обжалуемых подателем жалобы, обусловлены обязанностью заказчика по соблюдению требований безопасности персонала при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности.
Для описания объекта закупки Заказчиком использовалась информация содержащаяся в: каталоге товаров, работ, услуг, технических регламентах, документах, применяемых в национальной системе стандартизации, рекламе, каталогах, описаниях товаров, а также иных источниках, в том числе ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004) , ГОСТ 32337-2013 "Перчатки медицинские диагностические нитрильные. Технические требования", Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16).
Комиссия относительно доводов подателя жалобы отмечает нижеследующее:
1. Общие требования к минимально допустимой толщине перчаток предусмотрены ГОСТом 52239-2004. Из положений ГОСТа Р 52239-2004 следует, что толщина указана со словосочетанием "не менее", что буквально означает, что толщина перчаток может быть любой, выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной толщины будут соответствовать ГОСТу Р 52239-2004.
2. Требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено ГОСТом Р 52239-2004. Помимо ГОСТа Р 52239-2004 заказчиком учтены положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16, согласно пункту 3.4 которых в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
-опудренные;
-неопудренные;
-обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
Флок (флокирование) - это способ нанесения полимерного покрытия, при этом состав/материал покрытия в описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников, поскольку заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие. Флок на внутренней поверхности перчаток обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, тем самым защищает кожу и предотвращает ее мацерацию при длительных манипуляциях в медицинских перчатках, абсорбция и отведение влаги обеспечиваются структурой покрытия, а не свойствами материала покрытия.
3. Действующее описание закупки не обязывает участника при подаче заявки иметь упаковку перчаток и прикладывать её фотографию к заявке или протокол испытаний.
Для подтверждения соответствия требуемого свойства заказчик не ограничивает участников закупки и предусмотрел возможные варианты подтверждения соответствия этой характеристике: на упаковке или подтверждение протоколом испытаний.
4. Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТа Р 52239-2004 не предусмотрено ограничений по цвету медицинских перчаток, ГОСТ Р 52239-2004 содержит минимальные требования к продукции и его положения не ограничивают заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для него, поскольку именно два цвета перчаток позволяют визуально идентифицировать повреждение перчаток: при проколе или повреждении внешнего слоя деформация второго слоя будет отличаться от внешнего, так как в зоне повреждения перчатки нижний слой чаще всего выступает за края поврежденного верхнего слоя, который отличается по цвету, вследствие чего обеспечивается визуализация повреждения. Заказчик не устанавливает конкретный цвет перчаток, а предлагает участникам закупки выбор цвета.
5. Общие требования к минимально допустимой длине перчаток предусмотрены ГОСТом Р 52239-2004. Из положений ГОСТа Р 52239-2004 следует, что длина указана со словосочетанием "не менее", что буквально означает, что длина перчаток может быть любой, выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу Р 52239-2004.
6. Установленное требование к упаковке, напрямую влияет на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Возможность установления требований к упаковке перчаток вытекает из п. 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16. Применение ГОСТа Р 52239-2004 на смотровые перчатки, в целом носит рекомендательный характер, с установлением минимально возможных требований и не ограничивает требования к упаковке перчаток.
7. ГОСТ Р 52239-2004 в пункте 3.3 "Отделка" различает четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
При этом текстура на какой-либо части или по всей поверхности ГОСТом 52239-2004 не выделяется в отдельные типы обработки по текстуре. То есть, "текстурированные" перчатки - это всегда 1 из 2 вариантов - конкретная зона или вся поверхность. При этом оба варианта входят в 1 стандартный тип по фактуре поверхности.
Комиссия обращает внимание на то, что, устанавливая требования к товарам, заказчик исходил из своей потребности, из назначения таких товаров, с учетом специфики деятельности.
В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены.
Кроме того, заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки.
При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было (что следует, в том числе из возможности неограниченного числа поставщиков принять участие в закупке).
С учетом вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективной потребностью и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Комиссия отмечает, что указанные в описании объекта закупки показатели в полном объеме удовлетворяют потребности заказчика, что позволит заказчику успешно реализовывать свои функции, а именно осуществлять работу в медицинской лаборатории.
При этом как указывалось ранее, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, работам, услугам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, работам, услугам и их характеристикам, а также причины их установления.
Кроме того, Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Указанная позиция нашла свое отражение в решении Арбитражного Суда Красноярского края по делу N А33-18074/2022.
Комиссия также обращает внимание на то, что действующее законодательство не запрещает поставщикам объединяться в товарищества, заключать договоры субпоставки для закупки необходимого заказчику товара удовлетворяющего его потребность.
На основании вышеизложенного довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком должно быть представлено обоснование характеристик, установленных в описании объекта закупки, Комиссия отмечает следующее.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что заказчиком указано обоснование примененных характеристик, а именно: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Вместе с тем Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлены требования относительно содержания и формы, в которых должно быть изложено обоснование заказчика при установлении технических параметров закупаемого товара. Указанный вывод также изложен в решении Арбитражного Суда Красноярского края по делу N А33-27978/2017.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что заказчиком исполнены требования действующего законодательства о контрактной системе в части наличия обоснования установленных характеристик.
Довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно довода подателя жалобы о завышенном максимальном значении начальной цены за единицу товара по отдельным позициям, комиссия отмечает следующее.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за формированием НМЦК, в связи с чем указанный довод не подлежит рассмотрению по существу и признается необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "СПИТЭК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Г.Г. Мамедова
И.М. Болотова
Исп.Болотова И.М.
тел.8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2023 г. N 024/06/106-2379/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023