Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.В. Калинина, ведущий специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П, (далее - податель жалобы) на действия заказчика МКУ "Управление автомобильных дорог по Эвенкийскому муниципальному району" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог Эвенкийского муниципального района Красноярского края протяженностью 822 км", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300228523000017, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 24.08.2023 года в 11 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителей заказчика, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком в извещении о проведении конкурса в электронной форме установлен порядок оценки не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог Эвенкийского муниципального района Красноярского края протяженностью 822 км.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства N2604.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 32 Постановления Правительства N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Постановления Правительства N 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Постановления Правительства N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Постановлению Правительства N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства N 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно пункту 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
В соответствии с Постановлением Правительства N 2604, в случае осуществления закупки по ремонту, содержанию дороги Заказчик обязан применять исключительно показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Комиссия проанализировав документы, представленные в Единой информационной системе (Далее - ЕИС) установила, что Заказчиком установлены следующие показатели оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пояснениям заказчика: "при составлении Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, Заказчиком была допущена техническая ошибка по установке критерия "характеристики объекта закупки", без учета требований пп. "а" п.32. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, заказчиком установивший ненадлежащий порядок оценки заявок согласно подпункту "б" пункта 32 Постановления Правительства N 2604, нарушил часть 1 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно второму доводу подателя жалобы заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 32 Постановления Правительства N 2604.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно подпункту "в" пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Поскольку согласно извещению и проектной документации объектом закупки является выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог Эвенкийского муниципального района Красноярского края протяженностью 822 км, заказчик должен руководствоваться пунктом 32 Положения.
В связи с изложенным, в целях подтверждения наличия соответствующего предмету закупки опыта заказчику необходимо учитывать контракты (договоры) по выполнению работ как по ремонту, содержанию, так и по капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Иное толкование подпункта "в" пункта 32 Положения приведет к противоречивому выводу о том, что организация, имеющая опыт, выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, не обладает опытом предусматривающий оказание услуг (выполнение работ) по устройству и содержанию автозимников, строительство автозимников, расчистке полосы отвода автозимников.
Комиссия, проанализировав "порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" являющегося приложением к извещению установила, что оцениваются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг (выполнение работ) по устройству и содержанию автозимников, строительство автозимников, расчистке полосы отвода автозимников. Указанное не соответствует положениям Постановления Правительства N2604.
Таким образом, довод подателя жалобы является обоснованным.
В связи с изложенным, действия заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по детализирующему показателю критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 10 дней, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.В. Калинина
А.Н. Пшенникова
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2023 г. N 024/06/106-2362/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023