Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления - начальник отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, заместитель начаьника отдела Н.А. Ворсина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Министерства социальной политики Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об индивидуальном предпринимателе Литовка Ольге Сергеевне (ИНН 602505105887) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-9819/23 "Компьютерная техника для инвалидов, получающих профессиональное образование с использованием дистанционных технологий", извещение о закупке N 0119200000123009641, идентификационный код закупки 232246621257224660100100170012620244 (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ИП Литовка О.С. (далее - индивидуальный предприниматель, ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков,
исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ИП условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ИП были направлены уведомления о проведении проверки, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель ИП.
Представитель Заказчика до заседания Комиссии представил письменные пояснения, просил рассмотреть обращение в отсутствие его представителя.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо предоставить услуги, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что 30.06.3023 между Заказчиком и ИП заключен Контракт, согласно которому: "1.1. Поставщик обязуется поставить "Компьютерная техника для инвалидов, получающих профессиональное образование с использованием дистанционных технологий" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и техническом задании (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта".
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Министерство социальной политики Красноярского края 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 34. Срок поставки Товара: в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта. Поставщик не менее чем за 3 (три) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно разделу 4 Контракта: "4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, спецификацией и техническим заданием.
4.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом".
Разделом 10 Контракта предусмотрено: "10.1. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по Контракту, разрешаются в претензионном порядке, в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона о контрактной системе.
10.2. Сторона, имеющая к другой стороне претензию (требование), обязана направить другой Стороне претензию (требование) с приложением обосновывающих документов.
10.3. Сторона, которая получила претензию (требование), обязана ее рассмотреть и направить мотивированный ответ другой Стороне в течение 10 дней с момента получения претензии (требования)".
Комиссия, проанализировав материалы обращения, установила следующее.
26.07.2023 ИП направлено письмо в адрес Заказчика N 80-9806 от 28.07.2023, согласно которому просит расторгнуть Контракт по оглашению сторон и проинформировал о невозможности исполнить Контракт в связи со снятием ноутбуков модели Оник 15Y c производства и невозможностью поставить иную модель по причине обновления производителем IR серийных моделей и сведений в реестре Минпромторга.
Ввиду указанного обстоятельства, Заказчиком 11.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 11.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пункт 1 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пункт 1 части 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Руководствуясь вышеизложенными нормами, Заказчик 11.08.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной Заказчиком, а также размещенной в ЕИС, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 11.08.2023, таким образом датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 11.08.2023.
Решение вступило в законную силу 22.08.2023. Таким образом Заказчиком был представлен десятидневный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также считает необходимым отметить, что ИП, действуя в интересах обоих сторон, заблаговременно, до заключения Контракта, в целях его исполнения, 07.06.2023 направил запрос о наличии Товара, являющегося предметом поставки по Контракту, у дистрибьютора ООО "Деловая Сфера".
В ответ на указанный запрос, ООО "Деловая Сфера" проинформировал ИП о наличии указанного Товара, однако 27.07.2023 ООО "Деловая Сфера" сообщило ИП о невозможности поставки запрошенного Товара ввиду изменения его наименования, и, как следствие, изменения технических характеристик Товара.
Кроме того, ИП были направлены запросы на поставку Товара иным дистрибьюторам, на которые получены ответы о невозможности поставки Товара по причине его отсутствия.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП предпринят исчерпывающий ряд мер, направленных на надлежащее исполнение Контракта, осуществлены самостоятельные действия, направленные на устранение негативных последствий нарушения требований законодательства о контрактной системе, что является доказательством добросовестного поведения последнего. Вышеизложенные обстоятельства, при которых ИП не имел возможность исполнить надлежащим образом Контракт, не являются следствием его недобросовестного поведения, а являются обстоятельствами непреодолимой силы.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, Комиссия не находит достаточных оснований для удовлетворения требований Заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Министерству социальной политики Красноярского края во включении сведений в отношении ИП Литовка О.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 августа 2023 г. N 024/10/104-2417/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023