Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт, А.В. Калинина, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Транспортная строительная компания" (далее - податель жалобы) на действия заказчика- Администрации Локшинского сельсовета (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на "выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул, Школьная протяженностью 276,29 метра, в с. Ашпан, Ужурского района, Красноярского края", размещенного на электронной площадке ООО "РТС - тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N0119300007123000003, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 29.08.2023 года в 17 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителей заказчика, подателя жалобы.
В качестве довода подателем жалобы было указано на то, что в "описании объекта закупки" содержится информация об ином объекте выполнения работ "Выполнение работ на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения в с. Михайловка, Ужурского района переулок Тимирязева".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика, исполнителя путем проведения электронного аукциона на "выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул, Школьная протяженностью 276,29 метра, в с. Ашпан, Ужурского района, Красноярского края".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Проанализировав электронный документ, содержащий описание объекта закупки и включенный в состав извещения, Комиссия установила, что в графе "наименовании объекта закупки" содержится информация об ином объекте выполнения работ "Выполнение работ на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения в с. Михайловка, Ужурского района переулок Тимирязева" в противоречие информации указанной в проекте контракта и наименования объекта закупки.
Включение заказчиком в состав извещения документа "описание объекта закупки", которое не отражает реальную, основанную на законе потребность заказчика, не может считаться надлежащим исполнением требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанные действия заказчика приводят к нарушению принципов обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности информации и эффективности осуществления закупок, установленных статьями 6,7,8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, противоречие информации, содержащейся в общей части извещения и информации, указанной в описании объекта закупки вводит в заблуждение участников электронного аукциона, что недопустимо в рамках проведения закупочных процедур.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно второму доводу подателя жалобы в извещении N0119300007123000003 содержится требование к размеру обеспечения заявки в сумме 608 938 рублей, что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что заказчиком установлено требование к размеру обеспечения заявки в сумме 608 938 рублей, НМЦК составляет 12 178 760,00.
Согласно статье 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в следующих размерах:
1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, установленная законом сумма обеспечения заявки не соответствует требованиям действующего Законодательства о контрактной системе.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что требование об обеспечении установлено ошибочно.
На основании изложенного Заказчиком нарушены требования статьи 44 Закона о контрактной системе.
Таким образом довод подателя жалобы является обоснованным.
Из третьего довода подателя жалобы следует, что заказчик не установил в извещении о проведении закупки дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 12178760.00 рублей. Извещение данной закупки размещено в единой информационной системе 16.08.2023.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Комиссией установлено, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование о наличии опыта в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Вместе с тем согласно позиции 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) заказчику при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги надлежит устанавливать требования к участникам закупки о наличии:
1) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Объектом рассматриваемой закупки является "выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул, Школьная протяженностью 276,29 метра, в с. Ашпан, Ужурского района, Красноярского края" с начальной (максимальной) ценой контракта 12178760.00, которая превышает начальную (максимальную) цену контракта, установленную абзацем 3 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Вместе с тем Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0119300007123000003 на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул, Школьная протяженностью 276,29 метра, в с. Ашпан, Ужурского района, Красноярского края не были установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с позицией 17 раздела II Приложения к Постановлению N 2571, тогда как извещение о проведении закупки должно содержать дополнительные требования к участникам согласно позиции 17 приложения к Постановлению N2571.
Ввиду изложенного третий довод подателя жалобы является обоснованным. Заказчиком нарушены положения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что выявленные нарушения в действиях заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Транспортная строительная компания" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 3 дня, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.В. Калинина
А.Н. Пшенникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2023 г. N 024/06/106-2433/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023