Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, А.В. Калининой - ведущего специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Службы по ветеринарному надзору Красноярского края г. Красноярска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Зограбян Рипсиме Юриковне (ИНН 732105134719) (далее - ИП, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка лабораторного оборудования для нужд краевого учреждения ветеринарии в 2023 году" Извещение_N0119200000123004097, идентификационный код закупки 232246307524724630100100390012651244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и ИП, указанным в контракте, размещенном в единой информационной системе (далее-ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии Заказчик и ИП представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседании Комиссии присутствовали представитель Заказчика по доверенности, ИП участвовал посредством телефонной связи, личности установлены, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
17.04.2023 заключен Контракт между Заказчиком и ИП.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, н соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. Наименование объекта закупки: Поставщик обязуется поставить лабораторное оборудование (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 660020, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дудинская, д. 5 г (далее - место доставки), единовременно с момента заключения государственного контракта по 01.08.2023.
В соответствии с пунктом 3.3.1. Поставщик либо уполномоченное им лицо при передаче Товара обязан предоставить Заказчику следующие документы:
- Сертификат соответствия либо декларация о соответствии товара;
- Документ о поверке со сроком действия на момент поставки не менее 9 месяцев;
- Паспорт на прибор на русском языке;
- Инструкция по эксплуатации на русском языке;
- Иные документы, подтверждающие соответствие Товара требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в случае если для данного вида Товара предусмотрено их наличие, а Заказчик или его уполномоченный представитель обязан принять данные документы.
В случае непредставления (несвоевременного представления) вышеуказанных документов обязательство по поставке Товара считается неисполненным, и Поставщик несет ответственность, предусмотренную разделом VI Контракта.
Согласно пояснениям ИП 27.07.2023 товар был передан заказчику без прилагаемого документа о поверке, вместе с тем ИП был сформирован документ о приемке в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к которым установлены обязательные метрологические требования, относится в том числе осуществление ветеринарной деятельности.
В соответствии с разделом 2 "Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений", утвержденных ПП РФ от 16.11.2020 N1847 к измерениям при осуществлении ветеринарной деятельности относится определение состава и свойств веществ и биологических материалов биологическими методами, в том числе вирусологический, ПЦР-анализ, ферментный, микробиологический, иммуноферментный.
С учетом изложенного комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлено требование установленное пунктом 3.3.1.
Амплификатор проводящий ПЦР-анализ, не может применяться в аккредитованных ветеринарных лабораториях без поверки. На основании отсутствия документа о поверки заказчик не подписал акт о приемке.
Вместе с поставленным Товаром ИП не было представлено соответствующих документов, обязательных к поставке вместе с указанным Товаром. В подтверждение своей добросовестности и желания исполнить контракт ИП от 27.07.2023 было направлено гарантийное письмо в адрес заказчика N23071 о том, что данная модель поставляемого товара не внесена в реестр СИ и государственные учреждения занимающиеся поверкой не могут ее осуществить при этом ИП гарантирует оплату услуг по поверке с момента, когда представительство производителя внесет ее в реестр СИ.
Заказчиком было предложено, в срок до 08.08.2023 ИП представить документ о поверке на указанный прибор со сроком действия не менее 9 месяцев и осуществить монтаж и наладку товара в соответствии со спецификацией.
ИП на указанное предложение от 08.08.2023 был направлен ответ, в котором ИП сообщил о направлении запросов в ФГБУ ВНИИОФИ о внесении оборудования в Реестр СИ и осуществления поверки, указывая на то, что данный процесс требует времени около 3 месяцев, также ИП в своем ответе просит принять Товар с учетом представленных гарантий или вернуть его для проведения работ по внесению в реестр СИ, гарантируя поставку с учетом пункта 3.3.1 контракта, а также оплату штрафных начислений.
В установленный срок требования Заказчика не были исполнены, вследствие чего Заказчиком от 09.08.2023 было принято решение об одностороннем расторжении контракта, размещено в ЕИС, а также направлено в Красноярское УФАС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ИП были нарушены существенные условия Контракта, поскольку поставка Товара, предусмотренная Контрактом, не была оказана в соответствии с условиями, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в ЕИС - 09.08.2023.
Датой надлежащего уведомления ИП является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 09.08.2023.
В случае если ИП не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 22.07.2023.
Таким образом, Заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения ИП нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует, что ИП были предприняты меры направленные на исполнение контракта, а именно: поставка товара, совершение действий направленных на внесение оборудования в Реестр СИ и осуществление поверки, взаимосвязь с Заказчиком, принятие оптимальных вариантов решений для удовлетворения интересов обеих сторон.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, то обстоятельство, что ИП направлялись запросы Заказчику о возврате поставленного товара для возврата продавцу в гарантийный срок.
Также ИП пояснил, что Заказчиком было отказано в возврате товара, в связи с чем гарантийный срок возврата продавцу истек, ИП не имеет возможность вернуть данный Товар.
Комиссия обращает внимание на стоимость Товара который составляет более 1000000 млн. рублей.
Комиссия отмечает, что у ИП, согласно срокам указанным в контракте было время для получения поверки, однако Заказчиком возможность ИП для реализации поверки не была предоставлена. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что ИП при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия рассматривает действия ИП только на предмет добросовестности. Комиссии не было представлено доказательств умышленного и намеренного уклонения ИП от исполнения обязательств по контракту (от исполнения обязательств надлежащим образом). Факт существования таких доказательств Комиссией не установлен. При этом осуществление действий, направленных на поставку товара, взаимодействие с заказчиком в рамках исполнения обязательств не может свидетельствовать о недобросовестности.
Исходя из представленных материалов Комиссия не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр.
При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ИП Зограбян Р.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
А.В. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2023 г. N 024/10/104-2416/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023