Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "УГХ", Заказчик) - представителя ООО "Бартон" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Бартон" на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ") при осуществлении закупки на оказание услуг по содержанию в чистоте городских территорий (комплексная уборка) Моздокского городского поселения в 2023 г. (запрос котировок в электронной форме N0110300000823000079, далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
04 августа 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Бартон" на действия МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком установлено требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии лицензии на деятельность пол транспортировке отходов I-IV классов опасности или договора с организацией, имеющей такую лицензию, или договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Заявитель считает, что в связи с тем, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов уличный смет является твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), Заказчик имеет право заключить договор на вывоз уличного смета исключительно с Региональным оператором.
Не согласившись с доводами жалобы МКУ МО МГП "УГХ" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28 июля 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) администрацией местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0110300000823000079 на оказание услуг по содержанию в чистоте городских территорий (комплексная уборка) Моздокского городского поселения в 2023 г. с начальной (максимальной) ценой контракта 4 265 050,00 (далее - Извещение), в том числе проект муниципального контракта, а также описание объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) подлежит лицензированию.
Из описания объекта рассматриваемой закупки следует, что в ходе выполнения закупаемых работ, помимо прочего, исполнителю необходимо исполнить следующие виды работ:
- сбор мусора с прибордюрной части дорог (1,5 м) и тротуаров в мешки, транспортировка уличного смета до места накопления ТКО;
- выборка мусора из урн в мешки, транспортировка уличного смета до места накопления ТКО;
- вывоз грязи и случайного мусора;
- транспортировку уличного смета, мусора до места временного накопления ТКО по адресу: г. Моздок, ул. Коммунальная 1;
- выгрузку ТКО после транспортировки до места временного накопления ТКО только на специально оборудованную площадку и так далее.
Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок установлено требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии лицензии на деятельность пол транспортировке отходов I-IV классов опасности или договора с организацией, имеющей такую лицензию, или договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с ТКО договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил обращения с ТКО.
Таким образом, для транспортировки ТКО до места временного накопления ТКО исполнителю необходимо наличие лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности или договора с организацией, имеющей такую лицензию, или договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности или договора с организацией, имеющей такую лицензию, или договора с региональным оператором по обращению с ТКО не соответствует требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит норм, запрещающих получение лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности или заключение договора с организацией, имеющей такую лицензию, или договора с региональным оператором по обращению с ТКО, после окончания определения исполнителя и до заключения муниципального контракта о итогам проведения Запроса котировок.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Запроса котировок с нарушением требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Однако, в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Извещение о проведении Запроса котировок не содержит требований к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке в соответствии с Законом о контрактной системе, а также инструкцию по ее заполнению.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Запроса котировок с нарушением требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Бартон" на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при осуществлении закупки на оказание услуг по содержанию в чистоте городских территорий (комплексная уборка) Моздокского городского поселения в 2023 г. (запрос котировок в электронной форме N0110300000823000079).
2. Признать МКУ МО МГП "УГХ" нарушившим требования части 6 статьи 31 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать МКУ МО МГП "УГХ" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Запроса котировок.
4. Передать материалы дела NА167-08/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 августа 2023 г. N А167-08/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023