Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Спироника" Гутковского Александра Викторовича, Виноградова Сергея Викторовича путем видеоконференции,
от Министерства здравоохранения Алтайского края Кун Юлии Антоновны путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
от заказчиков - КГБУЗы по списку, не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
от участника закупки - ООО "Юметекс Сервис" Шанько Татьяны Семеновны, Щипулиной Анны Николаевны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Спироника" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323012504 "Поставка медицинских изделий (Изделия для реанимации. Лот N20.)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю посредством ЕИС, а также по электронной почте поступила жалоба ООО "Спироника" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323012504 "Поставка медицинских изделий (Изделия для реанимации. Лот N20.).
Заявитель указывает, что заказчикам требуется контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования с типом контура "реверсивный", вместе с тем заявитель считает, что заказчикам требуется нереверсивный дыхательный контур, поскольку для реверсивного контура предусмотрено наличие абсорбера, обеспечивающего поглощение углекислого газа. Требуемого контура не существует, что ограничивает круг участников закупки. Условные обозначения размеров коннекторов указаны не в соответствии с ГОСТ 31518.1-2012, отсутствует обоснование применения непредусмотренных ГОСТ 31518.1-2012 условных обозначений. По позиции 2 описания объекта закупки одновременно указаны несоответствующие друг другу характеристики: предельный размер внутреннего диаметра трубки 20 мм и размер коннектора на этих дыхательных трубках - 22F- 22-М, в связи с чем трубка не сможет "надеться" на коннектор, который по диаметру больше.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласилась, представила письменные и устные пояснения.
Представитель Министерства здравоохранения Алтайского края пояснила, что описание объекта закупки было утверждено на заседании рабочей группы Минздрава Алтайского края, в состав которой входили главные внештатные специалисты и главные медицинские сестры. Закупаемый дыхательный контур аппарата ИВЛ является реверсивным. ГОСТ 31518.1-2012 введен для добровольного применения. Обозначения, указанные в техническом задании, применяются для обозначения в контурах, реализуемых на территории РФ. С доводом заявителя о несоответствии диаметра трубки диаметру коннектора по позиции 2 описания объекта закупки представитель Минздрава Алтайского края согласилась, пояснила, что была допущена техническая ошибка, которая была обнаружена только при рассмотрении заявок участников закупки, однако, считает, что данный контур может быть использован с дополнительным устройством.
Представитель участника закупки ООО "Юметекс Сервис" поддержала довод заявителя о несоответствии размера внутреннего диаметра трубки и размера коннектора.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
04.08.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323012504 "Поставка медицинских изделий (Изделия для реанимации. Лот N20.), в т.ч. описание объекта закупки, проект контракта и пр. В последующем в извещение вносились изменения (решение от 14.08.2023 г. и решение от 15.08.2023 г.).
Согласно извещению, описанию объекта закупки в последней редакции к поставке требуется контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования двух видов.
Заказчиком установлены требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам медицинского изделия:
1. Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования:
- Внутренний диаметр дыхательной трубки - 21 и
25 мм;
- тип контура - реверсивный;
- Y-коннектор 22-М/15F-22M-22M с двумя портами (2)- наличие;
- Коннектор прямой на дыхательных трубках 22F-22M (3) - не менее 6 шт.;
- Дополнительный коннектор прямой 22M-22M/15F (3) - не менее 2 шт.;
- Влагосборник 22-М-22-М (5) - наличие;
- Тест-колпачок защитный 22 F (6) - наличие;
- Коннектор угловой 22-М/15F-15M с портом Луэр (7) - не менее 1 шт.
2. Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования:
- Внутренний диаметр дыхательной трубки - 15 и
20 мм;
- тип контура - реверсивный;
- Y-коннектор 22-М/15F-22M-22M с двумя портами (2)- наличие;
- Коннектор прямой на дыхательных трубках 22F-22M (3) - не менее 6 шт.;
- Дополнительный коннектор прямой 22M-22M/15F (3) - не менее 2 шт.;
- Влагосборник 22-М-22-М (5) - наличие;
- Тест-колпачок защитный 22 F (6) - наличие;
- Коннектор угловой 22-М/15F-15M с портом Луэр (7) - не менее 1 шт.
Предусмотрено наличие трубки линии вдоха и трубки линии выдоха. При этом приведено пояснение, что линия вдоха обеспечивает подачу дыхательной смеси, линия выдоха предназначена для отвода выдыхаемых газов, в соответствии с конструкцией аппарата ИВЛ.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Минздравом Алтайского края 10.08.2023 г. и 14.08.2023 г. были даны разъяснения положений извещения на поступившие запросы о неприменимости для контуров показателя "реверсивный" для аппарата ИВЛ, согласно которым Минздрав Алтайского края подтвердило свою потребность в реверсивных контурах, пояснило, что требования к техническим и функциональным характеристикам медицинского изделия были установлены медицинскими учреждениями с учетом мнения медицинского персонала, Реверсивный дыхательный контур это контур, из которого выдыхаемый газ не выводится или выводится не полностью, а содержащаяся в нем двуокись углерода поглощается. При проведении ИВЛ с помощью капнографического блока осуществляется непрерывный мониторинг содержания двуокиси углерода во вдыхаемой пациентом воздушно-кислородной смеси. Снижение уровня двуокиси углерода осуществляется в том числе при помощи клапана выдоха, обеспечивающего частичный сброс выдыхаемого воздуха в атмосферу. В случае превышения допустимого уровня углекислого газа аппаратом подается сигнал, что предполагает вмешательство врача-реаниматолога, которым проводятся лечебные мероприятия по снижению уровня содержания углекислого газа в подаваемой смеси. Таким образом, наличие адсорбера в аппарате ИВЛ не является обязательным. Дыхательные контуры, применяемые в таких аппаратах, относятся к реверсивным.
Принимая во внимание пояснения представителя Минздрава Алтайского края, а также размещенные ответы на запросы разъяснения положений извещения о проведении закупки, у Комиссии отсутствуют основания, чтобы ставить под сомнение потребность заказчиков в дыхательных контурах определенного типа, а также компетентность специалистов, подготовивших описание объекта закупки. Комиссия установила, что на участие в закупке было подано четыре заявки участников, в которых были предложены контуры различных производителей, в связи с чем довод заявителя об ограничении круга участников закупки не подтверждается обстоятельствами дела.
Рассмотрев довод заявителя о том, что условные обозначения размеров коннекторов указаны не в соответствии с ГОСТ 31518.1-2012, Комиссия считает следующее.
ГОСТ 31518.1-2012 (ISO 5356-1:2004) "Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких" согласно приказу Росстандарта от 01.11.2012 N 626-ст введен в действие с 1 января 2015 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации.
Таблица G.2 Приложения G (справочное) ГОСТ 31518.1-2012 показывает использование буквенных обозначений на примере деталей конического соединения:
Размер обозначения |
Обозначение детали конического соединения |
|||||
охватывающая (рисунок 1а) |
охватываемая |
|||||
с проточкой (рисунок 2а) |
с фланцем (рисунок 26) |
бесступенчатая (рисунок 16) |
укороченная (рисунок 1с) |
коаксиальная (рисунок G.1) |
||
8,5 |
8,5F |
- |
8,5MS |
8,5МР |
8.5МК |
- |
15 |
15F |
- |
15MS |
15МР |
15МК |
- |
19 |
19F |
- |
19MS |
19МР |
- |
- |
22 |
22F |
22MR |
22MS |
22МР |
22МК |
22MSC |
23 |
23F |
- |
23MS |
23МР |
23МК |
- |
30 |
30F |
- |
30MS |
30МР |
30МК |
- |
Согласно ГОСТ 31518.1-2012: F - охватывающая деталь. M - охватываемая деталь. Дополнительные буквенные обозначения: S, P, K, SC обозначают вид охватываемой детали. При описании размера коннектора, например, 22M/15F добавлять к букве М дополнительно одну (или две) из букв: R, S, P, K, SC - нет необходимости, так как заказчики не конкретизируют охватываемую деталь конического соединения, вариант охватывания конического соединения не влияет на бесперебойную и эффективную работу аппарата ИВЛ для лечения нарушений дыхательной функции у пациентов.
Пропись размера коннектора с указанием только основного буквенного обозначения без указания S, P, K или SC используется в регистрационных удостоверениях на контуры дыхательные разных производителей: ООО "Медипласт", Россия (рег.уд. N РЗН 2022/1841 от 24.10.2022 г.), ООО "Глобус", Россия (рег.уд. N РЗН 2022/17667 от 24.08.2022 г.), ЗАО "НПП "ИНТЕРОКО", Россия (рег.уд. N РЗН 2022/17667 от 24.08.2022 г.) и других.
На основании вышеизложенного, Комиссия не находит нарушений требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Рассмотрев довод заявителя о неверном указании предельного размера внутреннего диаметра трубки 20 мм и размер коннектора на этих дыхательных трубках - 22F-22-М для изделия по позиции 2 описания объекта закупки, Комиссия приняла во внимание пояснения представителя Минздрава Алтайского края, которая согласилась, что в этой части описания была допущена техническая ошибка. В связи с чем, в этой части Комиссия находит нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Спироника" частично обоснованной;
2. признать действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать уполномоченному учреждению, заказчикам предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Список заказчиков
1 |
КГБУЗ "Краевая клиническая больница" |
2 |
КГБУЗ "АКОД" |
3 |
КГБУЗ "Ребрихинская центральная районная больница" |
4 |
КГБУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер" |
5 |
КГБУЗ "Краснощековская ЦРБ" |
6 |
КГБУЗ "Мамонтовская центральная районная больница" |
7 |
КГБУЗ "Романовская ЦРБ" |
8 |
КГБУЗ "Центральная районная больница с. Завьялово" |
9 |
КГБУЗ "Целинная ЦРБ" |
10 |
КГБУЗ "КАМЕНСКАЯ МБ" |
11 |
КГБУЗ "Топчихинская ЦРБ" |
12 |
КГБУЗ "ГБ имени Л.Я. Литвиненко, г. Новоалтайск" |
13 |
КГБУЗ "Городская больница N2, г. Рубцовск" |
14 |
КГБУЗ "Староалейская ЦРБ" |
15 |
КГБУЗ "Чарышская ЦРБ" |
16 |
КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Заринск" |
17 |
КГБУЗ "Детская городская больница, г. Рубцовск" |
18 |
КГБУЗ "Косихинская центральная районная больница" |
19 |
КГБУЗ "ЦРБ г. Змеиногорска" |
20 |
КГБУЗ "Павловская ЦРБ" |
21 |
КГБУЗ "Красногорская ЦРБ" |
22 |
КГБУЗ "Городская детская больница, г. Бийск" |
23 |
КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Бийск" |
24 |
КГБУЗ "Кытмановская ЦРБ" |
25 |
КГБУЗ "Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И." |
26 |
КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" |
27 |
КГБУЗ "Курьинская ЦРБ" |
28 |
КГБУЗ "Тальменская ЦРБ" |
29 |
КГБУЗ "Калманская ЦРБ" |
30 |
КГБУЗ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N10, Г.БАРНАУЛ" |
31 |
КГБУЗ "Родильный дом N 1, г. Барнаул" |
32 |
КГБУЗ "Городская больница N8, г. Барнаул" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 25 августа 2023 г. N 022/06/33-1002/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023