Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Остапенко О.О. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска",;
от ООО "СТРОЙИНВЕСТ" -
рассмотрев обращение заказчика - КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска" о включении сведений об ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0817200000323010924 от 25.07.2023 г. на выполнение работ по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3), заключенного по итогам закупки N 0817200000323010924 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска" о включении сведений об ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0817200000323010924 от 25.07.2023 г. на выполнение работ по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3), заключенного по итогам закупки N 0817200000323010924.
Представитель заказчика пояснил, что 25.07.2023 г. между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт N 0817200000323010924 на выполнение работ по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3). Согласно п. 1.1., п. 1.2 контракта подрядчик обязуется собственными силами, и (или) привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях Контракта работы по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3), (далее - "Работы") в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 2 к Контракту) в сроки, указанные в Контракте и своевременно сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Состав и объем работ определяются: сметной документацией (приложением N 2 к Контракту) и техническим заданием (приложение N1 к Контракту). Согласно п. 3.2, п. 3.3 контракта 3.2 подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания контракта, работа должна быть закончена в срок не позднее 90 (девяноста) календарных дней со дня подписания Контракта Сторонами. Согласно п. 11.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям: подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным; во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика; отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми; по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Однако подрядчик к исполнению работ не приступил, в связи с чем 08.08.2023 г. на основании ГК РФ, Закона о контрактной системе заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено на официальном сайте и получено подрядчиком в этот же день.
В заседании комиссии представители подрядчика представили документы и пояснили, что срок окончания выполнения работ ещё не наступил, подрядчик с момента заключения контракта согласовывал с заказчиком условия исполнения контракта (используемые в работе материалы), осуществлял выход на объект.
В июне 2023 г. между заказчиком и поставщиком заключен договор пожертвования материальных ценностей N 66-2023. В рамках данного договора в адрес заказчика поставлен, требуемый заказчику лекарственный препарат.
Представитель заказчика вышеуказанные обстоятельства поддержал на включении в рееестр не настаивал.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
25.07.2023 г. между заказчиком и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" был заключен контракт N 0817200000323010924 на выполнение работ по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3).
Согласно п. 1.1., п. 1.2 контракта подрядчик обязуется собственными силами, и (или) привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях Контракта работы по ремонту помещения в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (лот 3), (далее - "Работы") в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 2 к Контракту) в сроки, указанные в Контракте и своевременно сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Состав и объем работ определяются: сметной документацией (приложением N 2 к Контракту) и техническим заданием (приложение N1 к Контракту).
Согласно п. 3.2, п. 3.3 контракта 3.2 подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания контракта, работа должна быть закончена в срок не позднее 90 (девяноста) календарных дней со дня подписания Контракта Сторонами.
Учитывая дату заключения контракта, п. 3.3 контракта, работы должны быть выполнены в срок не позднее - 23.10.2023 г.
При рассмотрении обращения было установлено, что между сторонами велись устные и письменные переговоры относительно выполнения работ (согласование материалов для выполнения работ и т.д.). Подрядчиком представлены документы, подтверждающие закупку строительных материалов, а также график производства работ.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 11.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям: подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным; во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика; отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми; по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
08.08.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ, п. 11.2 контракта в связи с тем, что подрядчик к исполнению работ не приступал и завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
Данное решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 08.08.2023 г. и получено поставщиком в этот же день. Учитывая положения ГК РФ, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.08.2023 г.
Из пояснений представителей и анализа представленной на обозрение комиссии переписки документов следует, что между сторонами согласовывалось исполнение контракта (используемые при выполнении работ материалы).
Решение заказчика об одностороннем отказе принято 08.08.2023 г. ранее срока выполнения работ по контракту.
На момент рассмотрения обращения заказчика однозначно свидетельствующих доказательств (экспертное заключение, анализ специалиста в данной области) того, что окончание выполнения работ, предусмотренных контрактом к сроку не позднее - 23.10.2023 г. становится явно невозможным в материалы дела не представлено.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении обращения было установлено, что подрядчиком предприняты меры к выполнению работ (согласование условий исполнения работ), а действия направлены на исполнение контракта (приобретение строительных материалов).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, однозначных обстоятельств, свидетельствующих о намеренном уклонении от исполнения контракта в действиях подрядчика не установлено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СТРОЙИНВЕСТ" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
О.О. Остапенко |
|
_________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 августа 2023 г. N 022/10/104-994/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023