Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Остапенко О.О. - главный специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - управления юстиции Алтайского края,;
от ИП- присутствует лично, ,
рассмотрев обращение заказчика - управления юстиции Алтайского края о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0817200000323007170 от 05.06.2023 г. на поставку канцелярских товаров по итогам закупки N 0817200000323007170 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - управления юстиции Алтайского края о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0817200000323007170 от 05.06.2023 г. на поставку канцелярских товаров по итогам закупки N 0817200000323007170.
Представитель заказчика пояснил, что 05.06.2023 г. между заказчиком и поставщиком заключен контракт N 0817200000323007170 на поставку клея поливинилацетатного. В соответствии с п. 4.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта, то есть не позднее - 03.07.2023 г. 20.07.2023 г. от поставщика в адрес заказчика поступило гарантийное письмо, в котором поставщик просил увеличить срок поставки до 04.08.2023 г. Согласно претензионного письма N 51-07/П/3909 от 27.07.2023 г. заказчик согласовал поставщику срок поставки до 04.08.2023 г. Однако товар поставщиком в срок не поставлен, в связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.08.2023 г. на основании ГК РФ, Закона о контрактной системе. Поскольку решение об одностороннем отказе вступило в силу заказчик обратился в антимонопольный орган с заявлением о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. В заседании комиссии представители заказчика на включении в реестр не настаивали.
Представители поставщика пояснили, что предпринимали действия, направленные на исполнение контракта, а именно индивидуальным предпринимателем организована поставка товара заказчику напрямую от поставщика, имеющего товар в наличии на складе. Часть товара, требуемого заказчику поставлена за пределами установленного контрактом срока.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
Представитель заказчика пояснил, что 05.06.2023 г. между заказчиком и поставщиком заключен контракт N 0817200000323007170 на поставку клея поливинилацетатного.
В соответствии с п. 4.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта, то есть не позднее - 03.07.2023 г.
20.07.2023 г. от поставщика в адрес заказчика поступило гарантийное письмо, в котором поставщик просил увеличить срок поставки до 04.08.2023 г.
Согласно претензионного письма N 51-07/П/3909 от 27.07.2023 г. заказчик согласовал поставщику срок поставки до 04.08.2023 г.
Однако товар поставщиком в срок, предусмотренный контрактом и согласованный между сторонами не поставлен.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 523 Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 10.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Учитывая положения ч. 9 ст. 95, ч. 1, ч. 2 ст. 523, п. 10.2 контракта, а также неоднократное не исполнение поставщиком обязательств по контракту, заказчиком 11.08.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое в этот же день размещено в ЕИС и получено поставщиком.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая положения ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут и решение вступило в силу 22.08.2023 г.
Из пояснений представителей заказчика, представителей поставщика и анализа, представленных на обозрение комиссии документов, следует, что индивидуальным предпринимателем организована поставка товара заказчику напрямую от поставщика, имеющего товар в наличии на складе. Часть товара, требуемого заказчику поставлена за пределами установленного контрактом срока
Таким образом, действия подрядчика были направлены на исполнение контракта.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит действия поставщика направленными на исполнение контракта (предложение заменить товар, заключение договора дарения).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителя, учитывая то, что действия поставщика направлены на исполнение контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
О.О. Остапенко |
|
_________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 августа 2023 г. N 022/10/104-1008/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023