Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича (далее - заявитель) на действия Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей по ул.Ермолаева (участок от ул.Советская до ул.Ленина), ул.Советская (участок от ул.Коммунистическая до ул.Московская) в г. Исилькуль" (извещение N 0152300021323000018)
в отсутствие заявителя, представителей заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7639-ЭП/23 от 18.08.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 10.08.2023 на официальном сайте ЕИС заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту водопроводных сетей по ул. Ермолаева (участок от ул. Советская до ул. Ленина), ул. Советская (участок от ул. Коммунистическая до ул. Московская) в г. Исилькуль" (извещение N 0152300021323000018).
21.08.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которого следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем.
Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона (идентификационный номер 114791582 - АО "Омскоблводопровод").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заявитель обжалует положения извещения в части:
- неустановления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;
- незаконное установление требования предоставления участником закупки в заявке информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены (вх. N 7792-ЭП/23 от 22.08.2023) возражения на доводы жалобы в которых в том числе указано: "1. В соответствии с ГОСТ25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водопроводные сети. Термины и определения", "понятие "водопроводные сети" определено как система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления". Считаем, что требование согласно части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ не установлено правомерно.
2.В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению (далее - требования) ошибочно установлено условие о том, что указанная информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается участником закупки в заявку на участие в закупке.
_в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152300021323000018 от 21 августа 2023 года, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. В связи с этим, допущенные нарушения не нарушают требования статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Закупка "Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей по ул. Ермолаева (участок от ул. Советская до ул.Ленина), ул.Советская (участок от ул.Коммунистическая до ул.Московская) в г.Исилькуль" крайне необходима к исполнению в текущем году. Единственному участнику закупки АО "Омскоблводопровод" направлен проект контракта.
Просим учесть, что Сысоев К.В. не является участником закупки".
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу требований частей 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе)
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу частей 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно извещению об осуществлении закупки N 0152300021323000018, в том числе в наименовании и описании объекта техническом задании, локальных сметных расчетах (смета N 1, смета N 2) (приложения к извещению) предметом контракта, заключаемого по итогам процедуры является выполнение работ по ремонту водопроводных сетей по ул. Ермолаева (участок от ул. Советская до ул. Ленина), ул. Советская (участок то ул. Коммунисическая до ул. Московская) в г. Исилькуль.
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, водопроводная сеть является линейным объектом.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Учитывая, что водопровод является линейным объектом и предусмотрены работы по ремонту водопроводных сетей, следовательно, пункт 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" в данном случае применению не подлежит.
Комиссия отмечает, что какого-либо обоснования заявленного довода относительно обязанности заказчика установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, подателем жалобы не приведено.
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 220 656,80 руб., что не превышает 5 млн. рублей, то дополнительные требования к участникам закупки на основании Постановления N 2571 не были установлены.
Учитывая изложенное, Комиссия признает необоснованным довод заявителя в указанной части.
2. В силу подпунктом "в", "и", "к" Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать следующие информацию и документы об участнике закупки:
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
декларацию о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных данным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой (пункт 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Вместе с тем электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, было установлено, что документы и информация, предусмотренные подпунктом "в", а также подпунктами "и", "к" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, требуются.
Таким образом, положения электронного документа, обязывающие участника закупки предоставлять:
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
а также:
декларацию о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 данного закона (если участник закупки является такой организацией);
(с учетом формулировки "требуется"), в случае отсутствия в извещении об осуществлении закупки соответствующих преимуществ, являются неправомерными.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком при установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе были нарушены положения пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, таким образом в данной части жалоба признана обоснованной.
3. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий помимо срока поставки товара, срок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Указанное соответствует позиции Минфина России, изложенной в письме от 12.05.2022 N 24-06-07/43394.
Вместе с тем в нарушение статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен срок исполнения контракта без учета срока приемки товара и сроков его оплаты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу Сысоева Константина Владимировича на действия Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей по ул.Ермолаева (участок от ул.Советская до ул.Ленина), ул.Советская (участок от ул.Коммунистическая до ул.Московская) в г. Исилькуль" (извещение N 0152300021323000018) в части.
2. Признать в действиях Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области нарушения статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42, части 6 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что установленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.В. Страхолетова |
|
А.П. Алексина |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 августа 2023 г. N 055/06/106-939/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023