Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 сентября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - <_>, представителей по доверенностям,
подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой" - <_>, генерального директора и учредителя,
рассмотрев обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик), о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой" (юридический адрес: <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 22.08.2023 поступило обращение Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой" (далее - ООО "ГлобалСтрой") в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны
недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
15.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522001441 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта А.Г. Николаева, д. 31, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 108 797 590,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 25.03.2023 на участие в закупке поступила одна заявка участника с идентификационным номером 8 (ООО "ГлобалСтрой"), которая признана соответствующей установленным требованиям.
07.04.2022 между Казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой" (далее Подрядчик) заключён государственный контракт N 49 (реестровый номер контракта 2213013525022000034) по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта А.Г. Николаева, д. 31 (далее - Контракт), в соответствии с которым Подрядчик взял па себя обязательства выполнить работы, а Заказчик - принять и оплатить выполненные работы.
Цена контракта установлена в размере 108 797 590,00 руб.
Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта А.Г. Николаева, д. 31 (далее - объект), в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения работ, который является приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью (пункт 3.1.1 Контракта).
Согласно пункту 1.4 Контракта срок выполнения работ по Контракту установлен с 01.06.2022 г. по 31.03.2023 г. (в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту).
Приложением N 3 к Контракту "График выполнения работ по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта А.Г. Николаева, д. 31" исполнение контракта состоит из 56 этапов.
Согласно дополнительному соглашению к Контракту от 23.12.2022 N 7 Приложение N 3 к Контракту "График выполнения работ по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 38" г. Чебоксары по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта А.Г. Николаева, д. 31" изложено в новой редакции, в соответствии с которым срок исполнения 1 этапа - 20.03.2023, по 2 этапу - 01.02.2023, по 3 этапу - 27.01.2023, по 4 этапу - 25.03.2023, по 5 этапу - 27.03.2023, по 6 этапу - 30.03.2023, по этапу непредвиденных расходов - 31.03.2023.
Таким образом, Подрядчик должен был выполнить работы по Контракту не позднее 31.03.2023.
Порядок приемка и оплата выполненных работ установлен разделом 5 Контракта.
Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ, условиями Контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5.1 Контракта).
При приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету Контракта, Подрядчик формирует и направляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок акт о приемке выполненных работ.
В течение 3 (трех) рабочих дней Подрядчик после завершения комплекса работ (этапа работ) в соответствии с графиком выполнения работ для подтверждения объемов фактически выполненных работ, предоставляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок акты о приемке выполненных работ (Приложение N 5 к Контракту), счета-фактуры (счета) (при необходимости), и иные документы (при необходимости) (пункт 5.5 Контракта).
Заказчик в срок не более 15 (Пятнадцати) рабочих дней, с момента представления Подрядчиком документов, указанных в пункте 5.5 Контракта, осуществляет проверку выполненных работ, подписывает акты о приемке выполненных работ (Приложение N 5 к Контракту) в единой информационной системе в сфере закупок или направляет Подрядчику обоснованный отказ.
Датой поступления Подрядчику акта о приемке выполненных работ, мотивированного отказа от подписания акта о приемке выполненных работ считается дата размещения таких акта о приемке выполненных работ, мотивированного отказа от подписания акта о приемке выполненных работ в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик (подрядчик, исполнитель) (пункт 5.11 Контракта).
Согласно пункту 9.7 Контракта односторонний отказ от исполнения Контракта возможен в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Частью 1 статьи 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, существенным условием договора подряда является условие о сроках выполнения работы.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Установлено, что 22.02.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N49 от 07.04.2022, в связи с тем, что в ходе исполнения Контракта Заказчик установил, что Подрядчик своевременно не приступил к исполнению работ. Более того, Подрядчик работы по Контракту ведет настолько медленно, что окончание их к сроку, т.е. 31.03.2023 становится невозможным.
Указанное решение получено поставщиком в ЕИС 22.02.2023 в 15 час. 53 мин.
03.03.2023 заказчик в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе отменил не вступившее в законную силу решение от 22.02.2023, в связи с тем, что ООО "ГлобалСтрой" выполняло работы по Контракту.
Согласно информации, размещенной в ЕИС в соответствии с Актом о приемке выполненных работ от 05.04.2023 N 1, сформированным в ЕИС, заказчик 07.04.2023 принял работы по Контракту на 24 536 964,00 руб.
Иных документов, подтверждающих факт приемки Заказчиком оставшегося объема работ по Контракту, в ЕИС не содержится.
В связи с тем, что по состоянию на 08.08.2023 работы Подрядчиком в полном объеме не выполнены Заказчиком 08.08.2023 принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N49 от 07.04.2022.
Указанное решение получено поставщиком в ЕИС 08.08.2023 11 час. 11 мин.
Таким образом, решение Заказчика от 08.08.2023 вступило в законную силу 19.08.2023. В этот же день Контракт считается расторгнутым.
При этом представитель ООО "ГлобалСтрой" в заседании Комиссии указывал на несогласие с решением Заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке, считает, что оснований для включения сведений об Обществе в Реестр не имеется.
Так, Общество указывает, что несвоевременное выполнение работ, предусмотренных Контрактом, произошло вследствие действий (бездействия) Заказчика, а именно Общество неоднократно обращалось к Учреждению об обнаруженных несоответствиях проектной сметной и технической документации, а также согласования тех или иных изменений в разделах ПСД и сметы контракта. Кроме того имело место быть и приостановка работ в связи с тем, что Заказчик не предпринимал должных мер к устранению препятствий исполнению контракта.
Вместе с тем 20.04.2023 Письмом общества за N 20-04-1 Заказчику были переданы акты выполненных работ, которые были подписаны согласно статьи 753 ГК РФ. Предоставление актов на бумажном носителе было вызвано тем, что еще 02.03.2023 года Заказчику было сообщено о проблеме загрузки документов в систему ЕИС, которая по сегодняшний день не исправлена.
Кроме того в ходе исполнения контракта были выявлены и согласованы Заказчиком дополнительные виды/объемы работ.
Вместе с тем Подрядчиком было принято решение о расторжении контракта за исх. N 40 от 14.07.2023 в связи с тем, что многие производственные вопросы по обращениям Общества остались без ответа со стороны Заказчика. В ответ на это обращение стороны согласовали совместный выезд на объект с целью урегулирования порядка расторжения контракта и комиссионного подсчета фактически выполненных работ.
Вместе с тем соответствующего решения об участниках комиссии либо его представителей Заказчиком не предлагалось и не выносилось и так такового комиссионной приемки выполненных работ не производилось.
Представители Заказчика поддержали доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.202, просили включить сведения об ООО "ГлобалСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что ООО "ГлобалСтрой" не представлено убедительных доказательств того, что невыполнение взятых на себя обязательств по Контракту произошло исключительно по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы эксперов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона): поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 94 Закона о контрактной системе документом о приемке является акт, сформированный с использованием единой информационной системы.
При этом согласно ЕИС Подрядчиком выполнены, а Заказчиком приняты работы по Контракту по второму этапу на сумму 24 536 964,00 руб., о чем указывает Акт о приемке выполненных работ от 05.04.2023 N 1, сформированный в ЕИС, подписанный Заказчиком 07.04.2023.
Иные работы по Контракту Заказчиком не приняты.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Заказчик письмом от 27.04.2023 N 01-06/1844 ответил на обращение ООО "ГлобалСтрой" от 20.04.2023 N 20-04-1, которым были переданы акты выполненных работ. Из ответа Заказчика следует, что акты выполненных работ, подписанные в одностороннем порядке, Учреждением не принимаются, в связи с тем, что заявленные объемы в акте приемки работ не соответствуют фактически выполненным.
Письмом от 24.01.2023 N 24-01-03 ООО "ГлобалСтрой" указало на то, что в процессе проведения работ выявлено, что раздел К-9/2021-ПС.С (Сети связи) не соответствует СП 484, ГОСТ Р 21.101-2020. На данное письмо Заказчик ответил, что письмом от 02.02.2023 N 01-06/513, в соответствии с которым предложил подрядчику подготовить корректировочную смету с учетом действующих нормативных документов для последующего прохождения экспертизы.
При этом корректировочная смета со стороны подрядчика предоставлена не была.
Комиссия Чувашского УФАС России также считает необходимым отметить, что согласно дополнительным соглашениям к Контракту от 14.10.2022 N 4 и от 18.11.2023 N 6 авансовый платеж был увеличен сначала 67%, а затем до 90%.
Согласно информации из ЕИС Заказчик перечислил ООО "ГлобалСтрой" аванс в размере 98 485 963,01 руб.
Также представителем ООО "ГлобалСтрой" указывалось на то, что многие письма подрядчика оставались без ответа (например, от 18.05.2023 N 18-05-1, от 20.02.2022 N 20-02-1, от 06.03.2023 N 06-03-2, от 01.06.203 N 01-06-1, от 10.02.2023 N 10-02-2, от 27.02.2023 N 27-02-1, от 05.05.2023 N 01-07/2812). Однако Комиссия отмечает, что ООО "ГлобалСтрой" не представлено доказательств того, что наличие указанных в данных письмах обстоятельств свидетельствует о невозможности реализации Контракта.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы ООО "ГлобалСтрой" о том, что Заказчик не оказывал содействия по исполнению Контракту не находят фактического подтверждения.
Письмом от 14.07.2023 N 40 ООО "ГлобалСтрой" отказалось от исполнения договора (контракта). При этом указанное письмо размещено в ЕИС 09.08.2023 17 час. 48 мин., т. е. после принятия решения об одностороннем отказе Заказчиком. Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу раньше.
Кроме того, действия по согласованию совместного выезда на объект с целью урегулирования порядка расторжения контракта и комиссионного подсчета фактически выполненных работ, осуществлялись уже за пределами сроков, установленных для выполнения работ по Контракту.
Таким образом, на заседании Комиссии представитель Подрядчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом исполнены принятые на себя обязательства по Контракту, что в свою очередь не позволило Подрядчику выполнить работы в срок, установленный Контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.09.2012 N ВАС-11617/12, при принятии решения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не должен ограничиваться только формальным установлением факта нарушения со стороны подрядчика.
В рассматриваемом случае недобросовестность ООО "ГлобалСтрой" выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий контракта, что привело к невозможности функционирования социального объекта школы к 1 сентября, соответственно Заказчик в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По результатам рассмотрения представленной информации и документов, и проведения проверки фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения сведений об ООО "ГлобалСтрой" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой" <_>в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года.
2. Датой включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГлобалСтрой", а также о генеральном директоре и учредителе <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 1 сентября 2023 г. N 021/10/104-707/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023