На основании поступившего обращения Общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин", в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N038/223/23 от 15 августа 2023 г.,
Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_>;
участники Инспекции: <_>; <_>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" ИНН: 3812014330; уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области ИНН: 3808131923 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронных аукционов:
1. извещение N0134200000121003784 "Поставка медицинских изделий";
2. извещение N0134200000121006797 "Поставка медицинских изделий";
3. извещение N0334200001322000077 "Поставка медицинских изделий";
4. извещение N0134200000122006169 "Поставка медицинских изделий".
Место нахождения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик) - 664039 г. Иркутск, ул. Терешковой,59.
Место нахождения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - 664003, Иркутская обл., Иркутск г, ул. Сухэ-Батора, 15.
Проверка начата 15 августа 2023 года, окончена 28 августа 2023 года.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение Общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" от 14 августа 2023 года;
- письменные пояснения ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" по обстоятельствам, изложенным в обращении;
- извещения о проведении электронных аукционов, со всеми изменениями N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169;
- заявки, поданные на участие в электронных аукционах N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169;
- протоколы составленные в ходе проведения электронных аукционов для закупок N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169;
- контракты, заключенные по результатам проведенных закупок N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169;
- документы, подтверждающие исполнение контрактов, заключенных по результатам проведенных закупок NN0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169, а также иные материалы.
Описательная часть
14 августа 2023 года в Иркутское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (далее - Заявитель) в котором, содержится информация о нарушении ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" требований Федерального закона N44-ФЗ, поскольку Заказчиком в Техническом задании установлены технические требования к поставляемому товару, свидетельствующие об ограничении количества потенциальных участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронных аукционах N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169.
Также, обращение содержит доводы в части исполнения государственных контрактов по закупкам N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169.
I. Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - организация, осуществляющая размещение закупки) на основании заявки ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" 19 августа 2021 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000121003784 "Поставка медицинских изделий" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 942 409 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 01.09.2021 N0134200000121003784-2 минимальное ценовое предложение поступило от участника с заявкой N110430521.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.09.2021 N0134200000121003784-3 на участие в данной закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими положениям Извещения, таким образом, победителем закупки признана заявка участника N110430521 - Общество с ограниченной ответственностью "ЛАБ-ЦЕНТР".
13 сентября 2021 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "ЛАБ-ЦЕНТР" заключен государственный контракт N5239-ЭА/21 "Поставка медицинских изделий".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе.
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка медицинские изделия - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА, Держатель пробирки для забора крови, одноразового использования, Держатель пробирки с иглой для забора крови.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе отсутствуют, следовательно, документация об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качественным, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу NА06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчик при размещении закупок на поставку пробирок вакуумные действует в зависимости от своих потребностей (профильных отделений устанавливает, в частности, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных в обеспечение при проведении закупок конкурентной среды.
Инспекцией установлено, что в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе Заказчиком прописано обоснование правомерности поставки "Пробирок вакуумных, с винтовым соединением крышки с корпусом пробирки".
Из представленных документов также установлено, что перед проведением электронного аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.09.2021 N0134200000121003784-3 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
При таких обстоятельствах, Инспекция Иркутского УФАС России в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании документации об электронном аукционе не установила.
Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе обращения, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями документации о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих, что при описании объекта закупки использовались характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, ввиду чего у Инспекции Иркутского УФАС отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Инспекция Иркутского УФАС России делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в обращении, являются необоснованными.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не ходит своего подтверждения, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 части II документации об электронном аукционе.
В части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемой случае в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствовало указание на товарный знак требуемого к поставке товара, следовательно, первая часть заявки участника электронного аукциона помимо прочего должна содержать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с вышеуказанными нормами у Инспекции Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания по осуществлению контроля в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта (извещение N0134200000121003784), а также соблюдения условий контракта.
Кроме того, в части исполнения контракта Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 15.08.2023 г. направило обращение в адрес Службы государственного финансового контроля Иркутской области для рассмотрения по существу поставленных вопросов.
Таким образом, изучив представленные заявителем, заказчиком документы, Инспекция Иркутского УФАС России не находит в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ.
II. Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - организация, осуществляющая размещение закупки) на основании заявки ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" 29 декабря 2021 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000121006797 "Поставка медицинских изделий" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 506 935 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.01.2022 N0134200000121006797-2 минимальное ценовое предложение поступило от участника с заявкой N111305413.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.01.2022 N0134200000121006797-3 на участие в данной закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими положениям Извещения, таким образом, победителем закупки признана заявка участника N111305413 - Общество с ограниченной ответственностью "НИККО-ВОСТОК".
04 февраля 2022 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "НИККО-ВОСТОК" заключен государственный контракт N1941-ЭА/21 "Поставка медицинских изделий".
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе.
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка медицинские изделия - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА, Держатель пробирки для забора крови, одноразового использования.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе отсутствуют, следовательно, документация об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
Инспекцией установлено, что в части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе Заказчиком прописано обоснование правомерности поставки товаров, указанных в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Из представленных документов также установлено, что перед проведением электронного аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.01.2022 N0134200000121006797-3 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе.
При таких обстоятельствах, Инспекция Иркутского УФАС России в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании документации об электронном аукционе не установила.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не ходит своего подтверждения, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 части II документации об электронном аукционе.
В части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемой случае в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствовало указание на товарный знак требуемого к поставке товара, следовательно, первая часть заявки участника электронного аукциона помимо прочего должна содержать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с вышеуказанными нормами у Инспекции Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания по осуществлению контроля в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта (извещение N0134200000121006797), а также соблюдения условий контракта.
Кроме того, в части исполнения контракта Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 15.08.2023 г. направило обращение в адрес Службы государственного финансового контроля Иркутской области для рассмотрения по существу поставленных вопросов.
Таким образом, изучив представленные заявителем, заказчиком документы, Инспекция Иркутского УФАС России не находит в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ.
III. ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" 26 апреля 2022 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0334200001322000077 "Поставка медицинских изделий" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 539 110 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 12.05.2022 NЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника с заявкой N111862182.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 NИЭА1 на участие в данной закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими положениям Извещения, таким образом, победителем закупки признана заявка участника N111862182 - Индивидуальный предприниматель КУСТОВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА.
25 мая 2022 года между заказчиком и Индивидуальным предпринимателем КУСТОВОЙ ЕЛЕНОЙ АНДРЕЕВНОЙ заключен государственный контракт N 121-ЭА-ТБ/22 "Поставка медицинских изделий".
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка медицинские изделия - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с тромбином и гелем.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе отсутствуют, следовательно, документация об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
Инспекцией установлено, что в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком прописано обоснование правомерности поставки товаров указанных в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Из представленных документов также установлено, что перед проведением электронного аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе.
При таких обстоятельствах, Инспекция Иркутского УФАС России в действиях заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании документации об электронном аукционе не установила.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не ходит своего подтверждения, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к составу заявки на участие в закупке установлены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ):
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Как установлено выше, объектом закупки является поставка, следовательно, извещение о проведении закупки должно содержать требование о содержании в заявке на участие в закупке предусмотренной пунктом 2 части 1, части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ информации.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемой случае в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствовало указание на товарный знак требуемого к поставке товара, следовательно, первая часть заявки участника электронного аукциона помимо прочего должна содержать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с вышеуказанными нормами у Инспекции Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания по осуществлению контроля в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта (извещение N0334200001322000077), а также соблюдения условий контракта.
Кроме того, в части исполнения контракта Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 15.08.2023 г. направило обращение в адрес Службы государственного финансового контроля Иркутской области для рассмотрения по существу поставленных вопросов.
Таким образом, изучив представленные заявителем, заказчиком документы, Инспекция Иркутского УФАС России не находит в действиях Заказчика, нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ.
IV. Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - организация, осуществляющая размещение закупки) на основании заявки ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" 09 декабря 2021 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000122006169 "Поставка медицинских изделий" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 949 400 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 21.12.2022 NЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника с заявкой N156.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 NИЭА1 на участие в данной закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими положениям Извещения, таким образом, победителем закупки признана заявка участника N156 - Общества с ограниченной ответственностью "АКВАМАРИН".
09 января 2023 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "АКВАМАРИН" заключен государственный контракт N 1145-ЭА/23 "Поставка медицинских изделий".
В рамках исполнения контракта от 09 января 2023 года N 1145-ЭА/2 на поставку медицинских изделий (закупка N0134200000122006169), ООО "Аквамарин" не выполнил взятые на себя обязательства - не поставил товар, что послужило основанием для принятия Заказчиком решения об односторонне отказе от исполнения контракта.
Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08 февраля 2023 года вступило в силу.
В соответствии с нормами Федерального закона N44-ФЗ Заказчик 19 апреля 2023 года заключил контракт N 1145 ЭА/23 с участником закупки N2 - Обществом с ограниченной ответственностью "Легион".
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка медицинские изделия - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе отсутствуют, следовательно, документация об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
Инспекцией установлено, что в части II "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком прописано обоснование правомерности поставки товаров указанных в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Из представленных документов также установлено, что перед проведением электронного аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе.
При таких обстоятельствах, Инспекция Иркутского УФАС России в действиях заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании документации об электронном аукционе не установила.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не ходит своего подтверждения, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к составу заявки на участие в закупке установлены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ):
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Как установлено выше, объектом закупки является поставка, следовательно, извещение о проведении закупки должно содержать требование о содержании в заявке на участие в закупке предусмотренной пунктом 2 части 1, части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ информации.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемой случае в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствовало указание на товарный знак требуемого к поставке товара, следовательно, первая часть заявки участника электронного аукциона помимо прочего должна содержать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с вышеуказанными нормами у Инспекции Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания по осуществлению контроля в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта (извещение N0134200000122006169), а также соблюдения условий контракта.
Кроме того, в части исполнения контракта Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 15.08.2023 г. направило обращение в адрес Службы государственного финансового контроля Иркутской области для рассмотрения по существу поставленных вопросов.
Таким образом, Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях в действиях заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области при проведении электронных аукционов N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169 нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области при проведении электронных аукционов N0134200000121003784; N0134200000121006797; N0334200001322000077; N0134200000122006169 нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Руководитель инспекции |
|
<_> |
Участники инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023