Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
Члены Комиссии: "...";
в отсутствие представителей Комитета ЖКХ, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - Заказчик), Комитета по финансам и экономике администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы ИП "...". (далее - ИП "...", Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области (извещение N 0134300008823000031), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 21 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного конкурса.
Заявитель указывает, что в извещении об осуществлении электронного конкурса в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571, которые не относятся к объекту закупки. Вместе с тем, Извещением о проведении электронного конкурса должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства N 2571.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 03 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного конкурса N 0134300008823000031 на устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 724 690,00 руб.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно Извещения об осуществлении электронного конкурса предметом закупки является устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области .
Из пояснений Заказчика следует, что в соответствии с Техническим заданием и проектной документацией мостовой переход является временным и требуется для временного обеспечения перехода через р. Куда, данный мост строится как отдельный объект и ремонт автомобильной дороги в рамках данного электронного конкурса проводиться не будет.
Устройство временного моста предполагает ограниченный срок его эксплуатации и строится для временного обхода до постройки постоянного моста, являющегося частью автомобильной дороги.
Согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
К основным критериям некапитального строения относятся следующие:
1. временность использования и более короткий срок эксплуатации;
2. возможность перемещения постройки без несоразмерного ущерба ее назначению;
3. отсутствие заглубленного фундамента;
4. меньший срок возведения в сравнении с капитальными строениями.
Таким образом, с учетом наименования объекта закупки и состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки обоснованно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571.
Кроме того, Иркутское УФАС России, исследовав информацию, содержащуюся в ЕИС приходит к выводу, что ИП Тожибаев З.П. не принято участие ни в одной закупке для государственных и муниципальных нужд и не заключено ни одного государственного или муниципального контракта с момента государственной регистрации Тожибаева З.П. в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное свидетельствует о том, что даже в случае установления Заказчиком опыта по пункту 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, ИП Тожибаев З.П. не может быть участником данного электронного конкурса на устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области в связи с отсутствием опыта по выполнению работ по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, следовательно, обжалуемые действия Заказчика не могут нарушать права и законные интересы ИП Тожибаева З.П., в то время, как защита нарушенных прав и законных интересов является основной целью подачи жалоб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "..." необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023