Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (далее - Заказчик) (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Заказчика);
в отсутствие представителя надлежащим образом, уведомленного о времени и месте рассмотрения Индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель; ИП<_>),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Услуги по замене дымовой трубы в котельной учреждения", извещение N0334100019123000005, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 23 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в РНП: по части 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ и по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Также, заказчик неконкретно требует у участника закупки соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчик установил незаконное требование к содержанию заявки участника в части предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта, что нарушает часть 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ и может привести к отклонению заявки участника.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 09 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N0334100019123000005 "Услуги по замене дымовой трубы в котельной учреждения" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 429 901 рублей 59 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, а также определяет исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571 установлено:
а) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению;
б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Минфина России от 27.06.2022 N24-01-09/61077, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571, устанавливается если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571, заказчиком не устанавливается.
Комиссией установлено, что в сформированном в Единой информационной системе извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Требования к участникам" указано:
"1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
1 Требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
4. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Сформированное таким образом требование к участникам закупки об отсутствии с реестр недобросовестных поставщиков не соответствует положениям Федерального закона N44-ФЗ, подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, устанавливая в извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Следовательно, довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
С учетом приведенных норм следует отметить, что в извещении о проведении электронного аукциона требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, не установлены. При этом в извещении о проведении аукциона установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что Заказчиком в подпункте "н" пункта 1 приложения N2 к извещению об электронном аукционе, которым установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке, должна содержать: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ".
Таким образом, в подпункте "н" пункта 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, установленных приложением N2 к извещению об электронном аукционе, приведен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки не требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из совокупности положений статей 43, 49 Федерального закона N44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
"1) информацию и документы об участнике закупки:
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Из совокупности положений статей 43, 49 Федерального закона N44-ФЗ следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ.
Комиссией установлено, что Заказчиком в пунктах 3-4 приложения N2 к извещению об электронном аукционе, которым установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке, должна содержать: предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части); предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ, что свидетельствует об обоснованности довода Заявителя жалоба.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке не представляется возможным, а также с учетом, что участие в аукционе приняли 2 участника закупки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11.50%, что подтверждает наличие конкурентной среды при проведении электронного аукциона, Комиссия Иркутского УФАС считает целесообразным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> частично обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копию решения сторонам по жалобе;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023