Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "..." ;
Члены Комиссии: "..." ;
в присутствии представителей ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" Областная клиническая больница (далее - Заказчик) - "..." ;
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество, ООО "Контракт") - "..." ;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Контракт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Контракт" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Контракт" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 13 июня 2023 года на поставку моющих средств для моюще-дезинфицирующей машины Smeg WD 5090, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении Общества в Реестр.
ООО "Контракт" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 22 мая 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N 0334200012523000261 и документация о проведении электронного аукциона на Поставку моющих средств для моюще-дезинфицирующей машины Smeg WD 5090.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 370 руб. 00 коп.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика от 02 июня 2023 года NИЭА1, ООО "Контракт" был признан победителем электронного аукциона.
13 июня 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0261-ЭА/23-03ТП на поставку моющих средств для моюще-дезинфицирующей машины Smeg WD 5090 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику моющие средства для моюще-дезинфицирующей машины Smeg WD 5090 (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что Качество, технические характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики поставляемого Товара должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей, технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида товара, Технического задания (Приложение N1 к Контракту), условиям Контракта.
Согласно пункту 3.5 Контракта Поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика с момента заключения контракта до 10.12.2023 г., не чаще 1 раза в месяц.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 10 календарных дней с момента передачи ему заявки.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре.
Поставщиком предлагается к поставке "Полисепт", Дезвайзер КЛ концентрат (Реестровая запись N 1006\26\2023 Дата внесения в реестр: 25.04.2023), "Полисепт", Дезвайзер Н (Реестровая запись N 1006\25\2023, Дата внесения в реестр: 25.04.2023).
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта, 05 июля 2023 года Поставщиком поставлен товар, а именно:
1. Моющее средство, Российская Федерация, ООО "Полисепт", Дезвайзер КЛ концентрат.
2. Моющее средство, Российская Федерация, ООО "Полисепт", Дезвайзер Н.
В ходе приемки Товара моющих средств для моюще-дезинфицирующей машины Smeg WD 5090 было установлено несоответствие технических характеристик поставленного товара требованиям, установленным в Приложении N 1 к Контракту, а именно:
1. "Дезвайзер КЛ" Согласно инструкции N 40/13-И от 15 марта 2013:
- Нет подтверждения об использовании средства для мытья инструментов из нержавеющей стали, хромированных материалов, a также подтверждения удаления загрязнений таких как масло, воск, пигменты, силикон, оксидные пленки.
- В составе товара отсутствуют следующие элементы: в инструкции в качестве активных компонентов заявлены щелочные метасиликаты и полифосфаты. B составе нет нитрилотриуксусной кислоты, которая используется в качестве хелатирующего агента и предотвращает оседание солей жесткости на конструкционные элементы машины "SMEG". B составе нет ПAB, которые обязательно должны присутствовать для удаления масложировых загрязнений.
- B инструкции нет подтверждения того, что средство не требует обессоливания воды.
2. "Дезвайзер H" согласно инструкции N 41/13-И от 15 марта 2013:
- Не соответствует расход средства. МДМ "SMEG" имеющиеся у Заказчика настроены на расход средства 3 мл. с целью нейтрализации щелочных компонентов. Согласно инструкции п 3.1. используются рабочие растворы в концентрации от 0,1-0,4 % (1-4 мл). Производителем предусмотрено использование средства в количестве 4 мл. МДМ "SMEG" технически может использовать рабочие растворы с концентрацией 0,4 % (4 мл). Концентрация 0,3 % у средства Дезвайзер Н не является максимальной и не может гарантировать нейтрализацию щелочных компонентов моющего средства в настроенном оборудовании.
02 августа 2023 года Заказчиком было принято решение об отказе в приемки товара.
В связи с тем, что по состоянию на 11 августа 2023 года Поставщиком не осуществлена замена товара, Заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения Контракта N 0261-ЭА/23-03ТП от 13 июня 2023 г. в соответствии с подпунктом части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 11 августа 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 22 августа 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений Поставщика установлено, что при подаче заявки на участие в электронном аукционе специалистом отдела продаж ООО "Контракт" была допущена грубая техническая ошибка: размещена заявка в черновом варианте, не отражающая точных характеристик предлагаемого товара к поставке Дезвайзер КЛ концентрат и Дезвайзер Н.
Тем не менее, Обществом были предприняты меры по устранению допущенных нарушений: предлагался к поставке товар, который подходит техническим характеристикам согласно Контракту, а именно моющее средство Авансепт 22 и моющее средство Авансепт 26.
Заказчику было направлено Письмо исх. N 2372 от 08.08.2023, в котором сообщалось о готовность исправить сложившуюся ситуацию в кратчайший срок с приложением соответствующих инструкций N 23/16 и 24/16, Свидетельства о государственной регистрации NRU.77.01.34.008.Е.003458.12.18 от 13 декабря 2018 года, NR.U.77.01.34-008.Е.003457.12.18 от 13 декабря 2018 года, выписку из реестра промышленной продукции Реестровая запись N 430\1\2023, а так же счет N 23007306 от 31 июля 2023 года, подтверждающий возможность приобретения данной продукции.
09 августа 2023 года был получен ответ от Заказчика исх. N 356-и, в котором говорилось о невозможности замены товара в виду ограничений, которые были установлены при проведении аукциона в соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ. Для подтверждения Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 товары должны быть включены в РРП Минпромторг России, в то время как моющее средство Авансепт 22 изготовитель ЗАО НПО "Химсинтез" Российская Федерация на момент направления письма не был включен в реестр.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Контракт" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Контракт", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Контракт" ("..." ), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2.Сведения об учредителях ООО "Контракт" ("..." ), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Контакт" ("..." )в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023