Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-00 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере" - *, *,
- заинтересованного лица ООО "АРПС" - *,
- заинтересованного лица ООО Торговый дом "КМ-Сервис" - *,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на поставку картриджей для электрографических печатающих устройств (извещение N 0162300005323001472), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от ООО "АРПС" (вх. N 17674-ЭП/23 от 14.08.2023 г.) о нарушениях законодательства о контрактной системе заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на поставку картриджей для электрографических печатающих устройств (извещение N 0162300005323001472).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
25.07.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005323001472 на поставку картриджей для электрографических печатающих устройств.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 558 195,05 рублей.
В своем заявлении ООО "АРПС" указало, что описание объекта закупки составлено заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе, выразившееся в указании на оригинальность поставляемого Товара (Картриджей) ввиду того, что многофункциональные устройства находятся на гарантии у производителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является: "Поставка картриджей для электрографических печатающих устройств".
Пунктом 3 Описания объекта закупки, являющегося приложением N 1 к извещению, определены требования к характеристикам поставляемых товаров, а именно:
N п/п |
Наименование товара / КТРУ / ОКПД2 |
Наименование параметра (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) товара) и техническое требование (показатель), в том числе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться |
1. |
Картридж для электрографических печатающих устройств / 20.59.12.120-00000002 / 28.23.25.000 |
Тонер-картридж Kyocera ТК-3160 для МФУ Kyocera M3145DN оригинальный (в связи с нахождением МФУ на гарантии) с ресурсом при 5% заполнении листа (обычный текст) не менее 12000 стр. В комплектность каждого картриджа входит: - пластиковый контейнер с тонером - 1 шт.; - бункер отработанного тонера -1 шт.; - пластиковый пакет для использованного тонер-картриджа - 1 шт.; - инструкция по замене тонер-картриджа - 1 шт.; Описание тонер-картриджа: - упаковка: картон, текст, изображение, штрих коды, нанесены на коробку черной краской, размещены ровно, относительно коробки, без смещения; - наличие голографической наклейки производителя Kyocera на спаянной крышке бункера; подлинность наклейки подтверждается тестированием специальным портативным устройством HANDY VIEWER; - на верхней части корпуса тиснением нанесена инструкция по замене картриджа, логотип производителя и модель тонер-картриджа ТК-3160; - наличие на корпусе картриджа наклейки желтого цвета с предупредительной и запретительной пиктограммой; - номер партии нанесен тиснением на бункере с тонером; - наличие оригинального электронного чипа на корпусе картриджа; - запорная крышка, через которую заполняется тонер-картридж, выполнена из того же пластика, что и корпус, является единым целым с корпусом и не вынимается (вплавлена). -наличие QR-кода на коробке и на самом картридже. - QR-код на коробке идентичный QR-кода на картридже - QR- код уникален и не повторяется на других картриджах. - Сканирование QR-кода подтверждается производителем о его подлинности. |
Кроме того, пунктом 2 Описания объекта закупки, являющегося приложением N 1 к извещению, указана, в том числе, следующая информация:
На многофункциональные устройства Заказчика распространяется срок гарантийного обслуживания, в связи с чем, допускается поставка только новых, оригинальных расходных материалов, которые разрешены к использованию производителем оргтехники. В соответствии с руководством по эксплуатации аппаратов Kyocera, используются только расходные материалы с торговым знаком Kyocera. Изготовитель не несет ответственности за любое повреждение, вызванное использованием в этом аппарате расходных материалов третьей стороны, поэтому поставляемые картриджи должны быть оригинальными, изготовлены производителем оборудования, для которого они предназначены.
Конструкция картриджа должна обеспечивать совместимость с многофункциональными устройствами Kyocera, для которых он предназначен. Пластмассовые элементы, металлические детали картриджей не должны иметь трещин, вздутий, царапин, других дефектов, ухудшающих их внешний вид и потребительские свойства. Подвижные элементы картриджей (шторки, заслонки) должны легко перемещаться без перекосов и заеданий.
Приемка товара будет проводиться с проверкой товара на оригинальность.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика поддержали возражения на заявление заинтересованного лица, представленные в адрес Комиссии и пояснили, что в 2020 г. заказчик закупил многофункциональные устройства (далее - МФУ) Kyocera путем заключения муниципальных контрактов от 23.09.2020 N 103-02/2020-47, от 09.12.2020 N 103-02/202-73. В соответствии с условиями контрактов гарантийный срок на поставленные товары - 36 месяцев со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (с 24.09.2020 и 21.12.2020 соответственно). На дату размещения извещения N 0162300005323001472 гарантийный срок на МФУ не истек.
В соответствии с условиями контрактов, поскольку на многофункциональные устройства Заказчика распространяется срок гарантийного обслуживания, допускается поставка только новых, оригинальных расходных материалов, которые разрешены к использованию производителем оргтехники. В соответствии с руководством по эксплуатации аппаратов Kyocera, используются только расходные материалы с торговым знаком Kyocera. Изготовитель не несет ответственности за любое повреждение, вызванное использованием в этом аппарате расходных материалов третьей стороны, поэтому поставляемые картриджи должны быть оригинальными, изготовлены производителем оборудования, для которого они предназначены.
В руководстве по эксплуатации МФУ Kyocera, представленное в материалы дела, производитель разместил следующее предупреждение: "в случае если пользователь решит использовать неоригинальный (контрафактный или совместимый) тонер, то компания KYOCERA не гарантирует надлежащую работу устройства. Компания KYOCERA не проводила тестирования тонеров, изготовленных другими производителями, в связи с чем мы не можем достоверно утверждать, что тот или иной тонер, изготовленный другим производителем, совместим с нашей продукцией. Мы рекомендуем использовать оригинальный тонер, как указано в Руководстве пользователя, прилагаемом к устройству. Использование неоригинального (контрафактного или совместимого) тонера может привести к повреждению устройства. Подобное повреждение может повлиять на условия гарантии и повлечь дополнительные расходы для пользователя в связи со снятием таких устройств с гарантийного ремонта"; "если после установки картриджа с тонером в программе KYOCERA Client Tool появляется сообщение Установлен неоригинальный картридж с тонером, это значит, что установленный картридж с тонером не является оригинальным. Производитель не несет ответственности за повреждения, вызванные использованием неоригинального картриджа с тонером. Рекомендуется использовать только оригинальные картриджи с тонером". При эксплуатации МФУ сведения об использовании неоригинальных картриджей фиксируются в памяти устройства.
В целях продления срока службы МФУ и во избежание неэффективного расходования бюджетных средств (на ремонт, закупку запчастей, закупку новых устройств), с учетом требований производителя о применении оригинальных расходных материалов для поддержания работоспособности устройств, Учреждение при описании объекта закупки использовало указание на товарный знак Kyocera.
Кроме того, представителями заказчика в материалы дела представлено информационное письмо Kyocera от 21.08.2023 г. следующего содержания:
"1. Компания "Киосера Документ Солюшенз Рус" оказывает услуги по гарантийной поддержке на территории РФ оборудования, непосредственно ввезенного на территорию РФ самой компанией.
2. Технические дефекты или другие технические проблемы, вызванные использованием неоригинального тонера, не покрываются гарантией производителя Kyocera.".
При этом Комиссия отмечает, что на рассмотрение заявления представителем заинтересованного лица не представлено документов и сведений подтверждающих отсутствие товаров на рынке, а также отсутствие у участников закупки возможность поставки указанных оригинальных картриджей. Также на заседании Комиссии представителем заинтересованного лица не представлено доказательств того факта, что неоригинальные картриджи могут быть использованы на оборудовании Kyocera, при этом указание на несовместимость таких расходных материалов с печатным оборудованием, произведенным компанией Kyocera, содержится в руководстве по эксплуатации, а также в письме производителя.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2023 N ИЭА1 на участие в закупочной процедуре подано 8 заявок, все 8 заявок соответствуют требованиям извещения, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки при описании поставляемого товара заказчиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика, указавшего в Описании объекта закупки требование об оригинальности расходных материалов, а также товарного знака Kyocera, нарушений положений Закона о контрактной системе.
Исходя из второго довода заинтересованного лица, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ N 616).
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Указанный запрет предусмотрен постановлением Правительства РФ N 616.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 616 установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ N 616 установлено, что запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с извещением электронного аукциона, для целей проведения вышеуказанной закупочной процедуры, заказчиком выбран код КТРУ 20.59.12.120-00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств", а также исходя из данного кода КТРУ заказчикам определен код ОКПД 2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" как наиболее точно отражающий предмет закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что выбранный код ОКПД 2 не включен в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ N 616, ввиду чего, заказчиком правомерно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 616.
Изучив имеющиеся обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что используемый заказчиком код позиции ОКПД 2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" не входит в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ N 616, следовательно, в действиях заказчика, не установившего в извещении об электронном аукционе, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 616 нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
* |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 августа 2023 г. N 066/06/99-3025/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023