Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании письма ФАС России исх. N МЕ/49839-ЛР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативной внеплановой проверки в целях исполнения Поручения Президента РФ от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителя МУ Администрация Тимирязевского сельского поселения (далее -Заказчик): Агафоновой Т.В., действующей на основании доверенности N 251 от 24.08.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
Челябинским УФАС России из размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информации обнаружено наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении МУ Администрация Тимирязевского сельского поселения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Тимирязевского сельского поселения (извещение N 0169300023023000001).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком в ЕИС 01.03.2023 в 15:19.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Чистая страна", федерального проекта "Экология" (КБК 9730605810G1S3200244).
Начальное (максимальное) значение цены контракта - 7 626 660,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов N 0169300023023000001 от 13.03.2023 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 173, с предложением цены за единицу товара, работы, услуги в размере 790,60 рублей.
Муниципальный контракт N 0169300023023000001 на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Тимирязевского сельского поселения с ООО "ГАМА74" заключен 24.03.2023.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, законодатель разделяет понятия "единые требования" к участнику закупки, подразумевающее совокупность правил, условий, обязательных для выполнения, составляющих правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя, и понятие "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона".
Согласно части 2 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ):
- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
В этой связи, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Тимирязевского сельского поселения предусмотрены единые требования о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в составе лицензируемого вида деятельности: Транспортирование отходов IV класса опасности.
При этом, с учетом положений части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ, с изменениями, внесенными Законом N 478-ФЗ, документом, подтверждающим наличие лицензии - специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), является выписка из реестра лицензий.
Вместе с тем, Заказчиком в подпункте "н" пункта 1 Приложения N 3 к извещению о проведении закупки установлено, что документами, подтверждающими соответствие участника закупки установленным требованиям являются (один из следующих документов: копия лицензий; выписка из реестра лицензий, в т.ч. в электронной форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343; декларация о своем соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием регистрационного номера лицензии, соответствующего номеру записи в реестре лицензий -
что не соответствует подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, вид деятельности, подлежащей лицензированию: на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в составе деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности.
При этом, пунктом Описания объекта закупки (техническое задание) (Приложение N 1 к проекту контракта) предусмотрено требование к Исполнителю по контракту о наличии действующего в течение всего периода срока действия муниципального контракта договора с полигоном, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО), либо договора с организацией, осуществляющей утилизацию (обезвреживание) отходов. Договор предъявляется Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подписания Контракта.
Из указанного следует, что Заказчиком установлены требования к участнику закупки о наличии ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, что не соответствует части 3 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, подпункт 1.2. пункта 1 Приложения N 13 к извещению о проведении аукциона (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) заявка участника закупки должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, в результате которых заказчику не передаются права на результаты интеллектуальной деятельности.
При этом, Приложением N 3 к извещению о проведении закупки предусмотрено единое требование к участникам закупки о предоставлении декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, в части обладания участником аукциона исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Следовательно, установление единых требований к участникам закупки, в том числе, об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, не соответствует пункту 8 части 1, частям 5 и 6 статьи 31, подпункту "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Таким образом, проведение закупки за единицу услуги предполагает, что заказчик обязан установить порядок исполнения обязательств на основании заявки заказчика, а также порядок и сроки направления такой заявки, что отвечает требованиям части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что максимальное значение цены контракта составляет 7 626 660 (семь миллионов шестьсот двадцать шесть тысяч шестьсот шестьдесят) рублей, в том числе НДС 20%_______ , или НДС не облагается (в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками НДС). Стоимость единицы работы, услуги указана в приложении N 2 к настоящему контракту и определяется с учетом применения коэффициента снижения по результатам электронного аукциона. Цена Контракта включает стоимость работ, материалов, оплату всех видов налогов, пошлин и сборов, других накладных расходов, уплату обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, транспортные и иные расходы подрядчика, связанные с исполнением настоящего контракта.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что в соответствии частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе при исполнении муниципального контракта оплата выполненных работ осуществляется по цене единицы работы или услуги, исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимальное значение цены контракта, указанное в пункте 3.1. настоящего контракта.
При этом, согласно пункту 3.2. контракта указанная цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта.
Следовательно, наличие в контракте обязательного условия о том, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, с учетом того, что из совокупности положений контракта следует, что данная закупка проводится за единицу услуги, противоречит части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33, подпункта "н" пункта 1 части 1, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 2, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 8 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 августа 2023 г. N 074/06/99-2014/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023